Peculiarities of the development of subject-subject interaction in urban and rural schools of Kazakhstan: findings of sociological research of pedagogical problem

Авторы

  • S. М. Puzikova Казахский национальный университет им. аль-Фараби

DOI:

https://doi.org/10.26577/JPsS.2020.v73.i2.12
        75 63

Аннотация

 

Настоящая статья поднимает  вопрос  демократизации  взаимоотношений  между  учителем и учеником. Реализация субъект-субъектного подхода к ребенку как к равному партнеру. Развитие их субъективации в учебном процессе в настоящее время становится ведущим фактором, обеспечивающим процесс демократизации и модернизации образовательного процесса, который формирует конкурентоспособность не только отдельного  человека,  но  и всей казахстанской нации в целом. Под субъект-субъектным взаимодействием понимается установление так называемой «педагогики сотрудничества», соуправление участниками образовательного процесса, его демократизация и гуманизация. Важной особенностью развития образования в Казахстане является трехкратное преобладание сельских школ над городскими.    В процентном отношении это составляет 76,7% против 23,3%. Наиболее показательным в этом отношении является ситуация в Южно-Казахстанской области, которая является наиболее густонаселенной. Внедрение предметного подхода в  школьном  образовании  в  регионе,  оценка степени «модернизации общественного сознания» и его способности воспринимать тенденции гуманизации и демократизации образовательного процесса представляют научный и практический интерес.

Целью данной статьи является определение специфики процесса демократизации во взаимоотношениях учителей и школьников в городских и сельских школах Республики Казахстан с целью разработки соответствующих мер по совершенствованию системы и содержания образования. Методология и метод исследования включают анализ зарубежных и отечественных 

публикаций о развитии демократического стиля взаимодействия в учебно-воспитательном процессе с учетом культурных особенностей, региональных различий в городской и сельской средах, сравнительный метод, анализ документов, методики проведения опросов были использованы в соответствии со стратегией качественного исследования (анкетирование и всесторонние интервью школьников и учителей).

Результаты исследований. В настоящее время образовательная среда Республики Казахстан переосмысливает процесс развития  компетенций  и  системы  ценностей  молодого  поколения  с учетом возрастающего влияния процесса глобализации и трансформации ценностей в казахстанском обществе. Исходя из того, что мнения школьников и практикующих учителей могут предложить пути улучшения образовательного процесса при сохранении его образовательного потенциала, мы провели исследование в целевой группе школьников и учителей из городских     и сельских школ, сравнивая их подходы и предложения по развитию гуманистической формы взаимоотношений между участниками образовательного процесса.

Исследование показало, что существует разница в том, как учащиеся городских и сельских школ видят факторы, которые формируют предметно-предметные отношения, развивающиеся в процессе обучения. Эти особенности следует учитывать при преобразовании.

Ключевые слова: субъект-субъектные взаимодействия, модернизация образования, субъективность личности школьников, кооперация в образовательном процессе.

Загрузки

Как цитировать

Puzikova S. М. (2020). Peculiarities of the development of subject-subject interaction in urban and rural schools of Kazakhstan: findings of sociological research of pedagogical problem. Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии, 73(2), 108–117. https://doi.org/10.26577/JPsS.2020.v73.i2.12