Постановка проблемы обучения казахских студентов за рубежом и возможные пути ее преодоления

Авторы

  • С. Е. Дуанаева Казахский национальный университет им. аль-Фараби
  • С. К. Бердибаева Казахский национальный университет им. аль-Фараби
  • А. И. Гарбер Университет современных наук
  • А. Ж. Аяпбергенова Казахский национальный женский педагогический университет
  • С. К. Бердибаев Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева

DOI:

https://doi.org/10.26577/JPsS.2020.v72.i1.20
        144 75

Аннотация

Данная статья посвящена изучению «Кросс- культурных исследований стрессоустойчивости и резильентности обучающихся за рубежом студентов». Предметом кросс- культурных исследо-ваний являются особенности психики людей с точки зрения их детерминации социокультурными факторами, специфичными для каждой из сравниваемых этнокультурных общностей.

В статье представлены различные концепции и точки зрения, в центре внимания которых, находится проблема детерминации социокультурных факторов. За последние десять лет в мире количество студентов, получающих высшее образование вне страны проживания (мобильных студентов), возросло почти на 70%. Сейчас лидерами международного образования по-прежнему являются англоязычные страны – США, Великобритания, Австралия, Канада и Новая Зеландия, а также Германия и Франция. На их долю приходится более 60% мобильных студентов. Количество студентов из Казахстана за рубежом в два раза увеличилось. По данным 2018г. за границей обучается уже около 89 тыс. граждан Казахстана, из них более 69 тыс. студентов обучается в РФ, почти 5 тыс. студентов в Кыргыстане, в Турции, в США, в Великобритании, в Чехии и в Малазии. При этом данные немецкого центра исследований высшей школы и научных исследований DAAD говорят о том, что 45% мобильных студентов досрочно прекращают обучение на бакалавра, 29% - прекращают (не заканчивают) обучение в магистратуре. DAAD были проанализированы причины, часто препятствующие успешному обучению мобильных студентов за рубежом, прежде всего, в Германии: 1. Различия между ожиданиями и реальностью жизни; 2. Институциональная неоднородность; 3. Языковые проблемы; 4. Недостаточная подготовленность к обучению в ВУЗе и к быту; 5. Финансирование обучения в ВУЗе; 6. Профессиональные перспективы студентов; 7. Социальная изоляция или сегрегация; 8. Вид на жительство и другие необходимые административные условия; 9. Стресс и другие эмоциональные нагрузки. Причины проблем и трудностей обучения студентов-казахов за рубежом на данный момент недостаточно изучены. Даже статистические данные о студентах-казахах, обучающихся за рубежом, в разных источниках сильно различаются между собой. Психологический анализ трудностей и путей их преодоления казахскими студентами для успешного завершения своего обучения за рубежом пока не проведен, прежде всего, анализ уровня стресса и других эмоциональных нагрузок студентов в течение всего обучения.

Ключевые слова: мобильные студенты, казахские студенты, обучающиеся за рубежом, анализ трудностей и прекращения обучения за рубежом студентами

Загрузки

Как цитировать

Дуанаева, С. Е., Бердибаева, С. К., Гарбер, А. И., Аяпбергенова, А. Ж., & Бердибаев, С. К. (2020). Постановка проблемы обучения казахских студентов за рубежом и возможные пути ее преодоления. Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии, 72(1), 177–185. https://doi.org/10.26577/JPsS.2020.v72.i1.20

Выпуск

Раздел

Статьи зарубежных коллег