Project activity of students in the conditions of university: experience of preparation and inclusion
DOI:
https://doi.org/10.26577/JPsS.2020.v72.i1.19Аннотация
В статье анализируется опыт подготовки студентов к проектной деятельности в условиях университета. Обучение проектной, проектно-инновационной, проектно-исследовательской деятельности как способ решения профессиональных задач рассматривается как одно из приоритетных направлений современного образования.
Анализ проектно-ориентированных технологий, применяемых в высших учебных заведениях Западной Европы и США при подготовке специалистов инженерного профил, в целом позволяет сделать вывод, что несмотря на особенности, присущие каждой образовательной системе, имеется ряд идентичных характеристик, таких как наличие профессионально значимой задачи; организация работы в команде; ведущая роль преподавателя не только как идейного вдохновителя и консультанта, но и как образца для подражания; междисциплинарный характер проектов. Эти достижения вдохновляют страны других регионов мира все больше внимания уделять проектному обучению. Рассмотрен накопленный в СНГ не менее важный опыт организации проектной деятельности студентов в рассматриваемом аспекте. На основе анализа обосновано, что особые возможности открывает проектная деятельность в союзе с электронным обучением. Проведен глубокий обзор научных исследований российских ученых по организации проектной деятельности в образовательной среде, в том числе по анализу того, что даёт
включение обучающихся в проектную деятельность.
Рассматривая казахстанский опыт подготовки студентов к проектной деятельности в условиях университета, обращается внимание на то, что студенчество активно вовлекается в молодежные общественные проекты. Глубоко проанализирована деятельность КазНУ им.аль-Фараби по орга-низации проектной деятельности студентов на общеуниверситетском, факультетском, кафед-ральном уровнях и в формах социальных, научно-исследовательских, творческих, досуговых проектов.
Проведенный анализ зарубежного и отечественного опыта подготовки студентов к проектной деятельности в условиях университета показывает, что процесс формирования проектной компетентности студентов – это целенаправленный и организованный процесс овладения студентами знаниями, умениями и опытом, необходимыми им для продуктивного и личностно-осмысленного выполнения проектной деятельности, позволяющей развивать широкий спектр компетенций, необходимых для жизни в современных динамично развивающихся социально-экономических условиях.
Ключевые слова: проект, проектирование, проектная компетентность проектная деятель-ность, инновационное образование, проектные группы, проектные командные работы, проектное обучение, проектное исследование, проектный стиль мышления.