Modern practices of obtaining higher education in Kazakhstan

Авторы

  • М. Shnarbekova Казахский национальный университет им. аль-Фараби

DOI:

https://doi.org/10.26577/JPsS.2020.v72.i1.16
        90 57

Аннотация

Данная статья посвящена анализу социальных практик в сфере высшего образования, сложившихся в постсоветский период в странах Центральной Азии, в частности в Казахстане.  Распад советской системы существенно повлиял на Казахстан: разрыв многочисленных связей с ведущими бывшими советскими вузами повлек за собой необратимые процессы в изменении всей инфраструктуры высшей школы страны. В последнее десятилетие прослеживается сокращение системы среднего звена обучения и закрытие профессионально-технических училищ, что обусловило резкий переход выпускников школ в высшее звено обучения, тем самым увеличив его спрос. Сейчас новые возможности позволяют обучаться за рубежом, проходить зарубежную стажировку, обучаться бесплатно на основе государственного гранта. Однако, наблюдается дифференциация в доступности качественного высшего образования и увеличение экономических барьеров его получения для молодежи из соцально непривелигированных семей. Такие различия в доступности ведут к формированию «элитных» и «дешевых» университетов в образовательном пространстве и концентрации молодежи из семей с низким уровнем дохода в непрестижных высших учебных заведениях. Такая тенденция порождает риск увеличения роли социально-экономического статуса семьи в достижении молодежью профессиональных успехов (высокий доход, карьерный рост) на рынке труда. В статье анализируется значимость экономического капитала на рынке высшего образования и социальные последствия выбора «доступного» профессионального образования.

Ключевые слова: высшее образование, доступность образования, экономические барьеры, семьи c высоким уровнем дохода, семьи с низким уровнем дохода, ресурсный потенциал семьи.

Загрузки

Опубликован

2020-04-15

Как цитировать

Shnarbekova М. (2020). Modern practices of obtaining higher education in Kazakhstan. Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии, 72(1), 151–156. https://doi.org/10.26577/JPsS.2020.v72.i1.16