Психологическое содержание конкурентоспособности личности
Abstract
В новых социально-экономических условиях общества изучение и развитие конкурентоспособности личности становится актуальной проблемой для психологических наук. В связи с этим, представлено теоретическое обоснование психологического содержания конкурентоспособности как научно-методологический ориентир для теоретико-экспериментальных исследований конкурентного поведения личности и развития позитивной конкурентоспособности.
В статье на основе зарубежных исследований выявлены и проанализированы многозначность определения и сущностной характеристики конкурентоспособности как интегрированно- структурное личностное образование. На основе эмпирических данных выявлены такие позитивные характеристики в содержании конкурентоспособности, как успешность, оптимальное межличностное общение, стрессоустойчивость личности. Также обнаружено, что агрессивность, нейротизм, депрессивность, враждебность, социальная дезадаптация, и др. негативные характеристики входят в содержание конкурентоспособности. Определен феномен гиперконкурентоспособности как стремление личности к превосходству над другими; как акцентуация конкурентоспособных свойств в структуре личности; как негативное следствие развития конкурентного поведения. Представлены данные о том, что высокий уровень, стабильность и лабильность в развитии конкурентоспособной личности имеют маскулинную основу; и феминные черты определяют социально-психологическую дезадаптивность, аффективность, эпизодичность и недостаточный уровень развития конкурентоспособности. Описываются типы конкурентного поведения; особенности CW и CЕ ориентаций как формы конкурнентоспособности личности. На основе анализа и теоретического обоснования психологического содержания сделан вывод о том, что имеются психологические и педагогические предпосылки для позитивного развития конкурентного поведения личности.
Ключевые слова: конкурентоспособность, личность, развитие, гиперконкурентоспособность, гендерные особенности, CW ориентация конкурентного поведения; CЕ форма конкурентоспособности.