Исследование ценностных ориентаций у подростков с высоким и низким уровнем коммуникативной компетентности
Keywords:
ценностные ориентации коммуникативная компетентность, механизмы ценностных ориентаций, компоненты ценностных ориентаций.Abstract
Статья посвящена проблеме формирования ценностных ориентаций у подростков. Авторы раскрывают основные подходы к определению содержания ценностных ориентаций подростков, представлены результаты исследования ценностных ориентаций современных подростков; рассмотрены компоненты, механизмы формирования ценностных ориентаций. Определены
основные понятия, дана характеристика выборки, представлены результаты констатирующего эксперимента, по которым выявлены особенности формирования ценностных ориентаций у старших подростков.
В работе дается описание структурных компонентов ценностных ориентаций, к которым относится: когнитивный компонент, мотивационный компонент, поведенческий, прогностический. Описан ход и проанализированы результаты эмпирического исследования динамики ценностных ориентаций на
основе анализа статистических данных опроса школьников города Семей. Исследование показало, что современные подростки ориентированы на такие ценности, как «материальная обеспеченность», «образование», «развитие», «здоровье», которые по мере взросления подростков приобретают
всё большую значимость. Особое внимание уделяется описанию типов ценностей: терминальных и инструментальных. Терминальные ценности (ценности-цели), инструментальные ценности (ценности-средства). Представлено описание ценностных ориентаций у подростков с высоким и низким уровнем коммуникативной компетентности. Выделены особенности проявления суверенизации в различных стратегиях коммуникативного поведения старших подростков.
Таким образом, описание ценностных ориентаций, в подростковом возрасте позволит по-новому взглянуть на проблему устойчивости системы ценностных ориентаций и предоставит возможность выявить основные тенденции в формировании ценностных ориентаций в изменяющемся
обществе.
References
1 Молодцова Т.Д. Роль социально-педагогических факторов в появлении школьной дезадаптации //Вестник ТГПИ. - 2010.-№2.-С. 55-59.
2 Голуб А.М. Формирование ценностных ориентаций молодёжи в процессе досуговой деятельности II Сацыяльна- педагапчная работа. - 2009. -№4.- С. 53-57.
3 Шалова С.Ю. Профессионально-педагогические ценности в современном обществе II Известия Южного Федерального Университета. Педагогические науки. -2009. -№5. - С. 15-21.
4 Шалова С.Ю. Профессиональные ценности в системе ценностных ориентаций студентов педвуза//Интернет- журнал «Науковедение». - 2013 - №3 (16). - С. 20-25.
5 Рокич, М. Методика «Ценностные ориентации» I М. Рокич, А. Гоштаус, М.А. Семенов, В.А. Ядов II Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. - Петрозаводск: «Петроком», 1992. - С. 198.
6 Карандашев, В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство I В.Н. Карандашев. - СПб.: Речь, 2004 - С. 70.