Исследование личностных детерминант профессионализма учителя гимназии;
Keywords:
профессионализм, личностные детерминанты, учитель гимназии.Abstract
В данной статье рассматриваются основные детерминанты, определяющие профессионализм учителя гимназии. Теоретико-методологическую основу нашего исследования составили: субъектно-деятельностная концеп-ция С.Л. Рубинштейна; теоретические положения активности развивающейся личности в инициативном, самостоятельном и преобразующем отношении субъекта к действительности, другим людям и к самому себе (К.А. Абульханова-Славская, В.А.Петровский); жизненное и профессиональное развитие личности в рамках онтогенетических исследований проблем жизненного пути (Е.И. Головаха, А.А. Кроник, А.Н. Лак-тионов, В.А. Роменец); методологические принципы организации психологического исследования (Л.Ф. Бурлачук, Б.Ф. Ломов).При определении гипотезы нашего исследования мы исходили из предположения, что профессионализм учителя гимназии определяется целым рядом личностных характеристик. Проверка выдвинутой гипотезы исследования и достижения его цели предусматривали решение таких задач:
В результате были сформированы две контрастные группы по показателям профессионализма: группа 1 (58 чел.) – испытуемые с высокими значениями показателей профессионализма (более 75 процентилей
– 4,5 квартиль распределения); группа 2 (36 чел.) – испытуемые с низкими значениями показателей про-фессионализма (менее 25 процентилей – 1 квартиль распределения).
По методике Р. Кеттелла были получены личностные профили учителей первой и второй групп. Анализ индивидуально-психологических особенностей учителей, отличающихся между собой высоким и низким развитием профессионализма осуществлялся с помощью метода профилей. Факторный анализ данных показал, что высокий уровень профессионализма учителей обеспечивается актуализацией таких эмпири-ческих референтов, как «самоценность», «интерактивная компетентность», «саморазвитие», «информаци-онные компетенции» и «ответственность».
References
2. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. – М.: Флинта, 1998. -200 с.
3. Советский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1980. - 1600 с.
4. Педагогический энциклопедический словарь. – М.: БРЕ, 2003. - 528 с.
5. Мищенко А.Л. Теоретико-методологические основы формирования содержания педагогического образования. –М.:МГПУ, 2001. - 285 с.
6.Педагогика: учебное пособие для студентов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.Л. Мищенко. – М.: Школьная пресса, 2002. - 512 с.
7.Кузьмина Н.Б. Способности, одаренность и талант учителя. – Л.: Знание, 1985. – 32 с.
8.Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. – Ростов на Дону:Феникс, 1996.- 512 с. 9 Синенко В.Я. Профессионализм учителя. – М.: Педагогика. – 1999. – №5. – С. 45-51.
10. Высотская С.И. Профессионализм как цель подготовки учителя в вузе //Материалы международной научно-практической конференции «Педагогическое образование XXI века». – Вып. 1. – М.: МГПУ, 2004. - С. 187.
1. Nasledov A.D. Matematicheskie metody psikhologicheskogo issledovaniya. - SPb.: Rech’, 2004. - 312 s.
2. Mitina L.M. Psikhologiya professional’nogo razvitiya uchitelya. – M.: Flinta,1998. – 200 s.
3. Sovetskiy ensiklopedicheskiy slovar’ - М.: Sovetskiy ensiklopedicheskiy, 1980. – 1600 s.
4. Pedagogicheskiy ensiklopedicheskiy slovar’ - М.: BRE, 2003. - 528 s.
5. Mishchenko А.I. Teoretiko-metodologicheskie osnovy formirovaniya soderzhaniya pedagogicheskogo obrazovaniya. - М.: МGPU, 2001- 285 s.
6. Pedagogika: uchebnoe posobie dlya studentov / V.A. Slastenin, I.F.Isaev, А.I.Mishchenko. – М.: Shkol’naya pressa, 2002. - 512 s.
7. Kuz’mina N.B. Sposobnosti, odarennost’ i talant uchitelya. - L.: Znanie, 1985. – 32 s.
8. Rogov E.I. Lichnost’ uchitelya: teoriya i praktika.- Rostov na Donu: Feniks, 1996. - 512 s.
9. Sinenko V.Ya. Professionalizm uchitelya. M.: Pedagogika.- 1999.- №5. - S. 45-51.
10. Vysotskaya S.I. Professionalizm kak tsel’ podgotovki uchitelya v vuze //Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Pedagogicheskoe obrazovanie XXI veka». – Vyp. 1.- М.: МGPU, 2004. - S. 187.