Роль стресса как проводника между здоровьем и болезнью в студенческом возрасте
DOI:
https://doi.org/10.26577/JPsS.2019.v69.i2.024Аннотация
Проблема сохранения здоровья студентов является одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед обществом и государством РК. В настоящее время в РК обучается более 1 миллиона студентов. Проблема здоровья студентов в последние годы привлекает внимание ученых, врачей и педагогов, что обусловлено высокой заболеваемостью студенческой молодежи и во многом негативным характером климатогеографических, экологических, социально-экономических и социально-психологических факторов, оказывающих влияние на формирование здоровья студентов РК. Основная деятельность студентов - учебная. Однако развитие высшей школы на современном этапе характеризуется глобальным возрастанием объема информации, постоянной интенсификацией труда студентов, широким внедрением новых технических средств в учебный процесс, что требует от молодых людей новых компетенций, отвечающим этим новым требованиям, для которых нужен новый физический, когнитивный и психоэмоциональный потенциал. Отчеты о заболеваемости студентов, которые приведены в начале статьи тому конкретное подтверждение. Эти отчеты о состоянии здоровья студентов неумолимо указывают на сильно возросший процент соматических заболеваний, которые напрямую или косвенно ассоциируются с преодолением предъявляемых к студенту требований. В настоящее время актуальными остаются вопросы поиска и разработки эффективных форм организации лечебно-профилактической помощи студентам. Однако только система здравоохранения не может эффективно воздействовать на здоровье студентов и сохранять его без учета психологической составляющей заболеваемости студентов.
В этом смысле ВОЗ рассматривает именно стресс как одну из самых больших опасностей для здоровья человека в 21-м столетии. Хронический стресс, называемый иногда «токсическим», согласно современным нейроэндокринологическим исследованиям стресса возможно играет центральную роль, обуславливая возникающие вследствие его воздействия воспалительные процессы в организме. Исходя из этого, в нашей статье, основываясь на концепции Г. Шредера, мы рассматриваем «стресс» в роли проводника, основы который несёт информацию, начиная с норм человеческого мышления и поведения (состояние здоровья) и заканчивая стратегиями преодоления напряжения (состояние болезни), так как стресс проявляет себя во многих психосоматических болезнях как их причина. Поэтому учет роли стресса как проводника между здоровьем и болезнью - на уровне как здравоохранения, так и психологического консультирования и психотерапии позволит сохранить здоровье будущим поколениям, позволит создать необходимую теоретическую и практическую базу для решения проблемы преодоления стресса у студентов.
Таким образом, проблема охраны здоровья студентов многоплановая и многоаспектная и не может быть решена только системой здравоохранения с медицинских позиций. Она требует комплексного подхода, именно с позиций новой области научного знания – «медицины стресса». Вместе с тем, фундаментальных комплексных психопрофилактических программ по стрессменеджменту в РК пока не разработано, также число клинических психологов, которые могли бы ее как разработать, так и реализовывать пока невелико.
Ключевые слова: стресс, болезнь, здоровье студентов, психопрофилактика, стрессменеджмент