Эмпирическое исследование субъективной картины учебно-профессиональной направленности студентов-психологов
Кілттік сөздер:
субъективная картина учебно-профессиональной направленности будущих пси-хологов, содержательный и эмоциональный критерии учебно-профессиональной направленности, учебная деятельность.Аннотация
В данной статье представлены результаты проведенного эмпирического исследования субъектив-ной картины учебно-профессиональной направленности будущих психологов, рассматриваемой как устойчивая совокупность, иерархия смыслообразующих мотивов, которые побуждают студентов к самоактуализации, поиску себя в профессии. Психологическими механизмами учебно-профессио-нальной направленности студентов-психологов выступают сложная многоуровневая структура мо-тивов, ценностей, личностных смыслов и способностей, определяющих профессионально важные качества. В структуру субъективной картины учебно-профессиональной направленности студентов-психологов входят следующие компоненты: содержательный, эмоциональный, мотивационно-смыс-ловой и ценностный. Детерминация и изучение содержательного и эмоционального компонентов субъективной картины учебно-профессиональной направленности будущих психологов позволили определить, что в содержательном критерии учебно-профессиональной направленности необходимо различать процесс самопознания и результат, а именно систему знаний о себе, включающих знание себя как будущего специалиста-психолога, знания себя как личности, знания будущей профессии. Что касается определения эмоционального критерия учебно-профессиональной направленности сту-дентов, то он рассматривается как отношение к себе как к будущему специалисту-психологу, отно-шение к себе как к личности, отношение к будущей профессии. Проведенное исследование показало, что в начале учебно-профессиональной деятельности у сту-дентов начальных курсов обучения, прослеживается несформированная направленность обучения по специальности «психология» для личностного и профессионального самосознания, она мало как связана с необходимостью и желанием профессионального развития, в большей мере ориентирована на коммуникативную составляющую процесса образования. Чем старше курс обучения, тем более четким субъективным образом профессиональной направленности в ходе учебно-профессиональной деятельности обладают студенты. Образ психолога представлен более четкой дифференциацией на старших курсах и менее идеализирован, в отличие от мало реалистичной картины представлений о практической деятельности психолога, оформленным на младших курсах. Старшекурсники сопро-вождают представление о психологе с тенденцией к саморазвитию и совершенствованию. Перспек-тивное представление о себе как о будущем профессионале от курса к курсу также имеет тенденцию усложняться и дифференцироваться. В динамике образа себя как специалиста психологии выявлены более глубокие и сложные конструкты профессионально-важных качеств на старших курсах обуче-ния и констатация собственного перспективного образа специалиста на младших курсах только в контексте коммуникативных качеств.
Библиографиялық сілтемелер
2. Леонтьев Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего / Д.А. Леонтьев, Е.В. Шелобанова // Вопросы психологии. – 2001. - №1.- С.57-65.
1. Duboviskaya T.D. Diagnostika urovnya professionalnoy napravlennosti studentov // Psikhologicheskaey nauka i obrazovanie. – 2004 - №2. – S.22-30.
2. Leontiev D.A. Professionalnoe samoopredelenie kak postroenie obrazov vozmozhnogo budushchego // Voprosy psikhologii. – 2001. - №1. - S.57-65.