Структурная эксплицитно-имплицитная модель профессионального интеллекта психолога

Авторлар

  • T. G. Avdeyeva Алматинский филиал негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский Гуманитарный Университет Профсоюзов», Казахстан, г. Алматы
        54 74

Кілттік сөздер:

профессиональный интеллект психолога, эксплицитные и имплицитные теории, эксплицитно-имплицитная модель профессионального интеллекта психолога, биологический, пси-хометрический, структурный, структурно-интегративный, субъективный, ресурсный и компетент-но

Аннотация

В данной статье представлена структурная модель профессионального интеллекта психолога, осно-ванная на результатах комплексного эксплицитно-имплицитного исследования профессионального интеллекта психолога. Методологической основой настоящей модели послужили имплицитные и эксплицитные теории ин-теллекта, биологический, психометрический, структурный, структурно-интегративный, субъектив-ный, ресурсный и компетентностный подходы к исследованию интеллекта.На основании данных подходов нами было уточнено определение профессионального интеллекта психолога, выделены его структурные компоненты. Имплицитные исследования профессионально-го интеллекта психолога позволили дополнить компетенции практического психолога, необходимые в успешной профессиональной деятельности. Представленная структурная эксплицитно-имплицитная модель профессионального интеллекта психолога позволила определить, что профессиональный интеллект психолога – это сложная ум-ственная деятельность, представляющая собой единство познавательных функций разного уровня, система способностей и компетенций, форма организации индивидуального ментального опыта, ак-тивизированного в ходе профессиональной деятельности. Профессиональный интеллект как и интеллект в общем его понимании является многомерным обра-зованием, и в зависимости от подходов к его изучению можно выделить множество его компонентов. В нашем исследовании это взаимосвязи общего, эмоционального, практического и эмпирического интеллектов, компетенций, способностей и познавательных процессов в структуре профессиональ-ного интеллекта психолога. На наш взгляд, представляется важным проследить вышеуказанные вза-имосвязи, так как понимание этих взаимосвязей поможет более точно определить стратегию под-готовки профессиональных психологов, уточнить понимание профессиональной компетентности психолога.

Библиографиялық сілтемелер

1. Холодная M.A. Teория интеллекта B.Г. Ананева – ретроспективный и перспективный аспекты // Психологический журнал. – Том 28. – №5. – 2007. – С. 49-60.
2. Холодная M.A. Перспективы исследований в области психологии способностей // Психологический журнал. – Том 28. – №1. – 2007. – С. 29-30.
3. Аминов Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки способностей // Вопросы психологии. – №5. – 1988.
4. Симонов В.П. Диагностика личности профессионального мастерства преподавателя. – M., 1995. – С. 172.
5. Слободчиков В.И., Исаев E.И. Oсновы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие для вузов. – M., 2000. – С. 208-210.
6. Saarni C. Emotional competence: How emotions and relationships become integrated. In: R. A. Thompson (ed.), Nebraska Symposium on Motivation. 1990. Vol. 36. Socioemotional development (Р. 115-182).
7. Федеративный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 «Психология». – M., 2010.
8. Sternberg P. Y. Inside intelligence // American scientist. – 1986. – Vol. 74. – № 2. – P. 137-143.

1. Kholodnaya M.A. Teoriya intellekta B.G.Ananeva retrospektivnyy i perspektivnyy aspekty // Psikhologicheskiy zhurnal. – Тom 28. – №5. – 2007. – S. 49-60.
2. Kholodnaya M.A. Perspektivy issledovaniy v oblasti psikhologii sposobnostei // Psikhologicheskiy zhurnal. – Тom 28. – №1. 2007. – S. 29-30.
3. Aminov N.A. Psikhofiziologicheskie i psikhologicheskie predposylki sposobnostei. // Voprosy psikhologii. – №5. – 1988.
4. Simonov V.P. Diagnostika lichnosti professionalnogo masterstva prepodavatelya. – M., – 1995. – S. 172.
5. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Osnovy psikhologicheskoi antropologii. Psikhologiya razvitiya cheloveka: razvitie sybektivnoi realnosti v ontogeneze. Uchebnoe posobie dlya vuzov. – M., 2000. – S. 208-210.
6. Saarni C. Emotional competence: How emotions and relationships become integrated. In: R. A. Thompson (ed.), Nebraska Symposium on Motivation. 1990. Vol. 36. Socioemotional development (Р. 115-182).
7. Federalnyi gosudarstvennyi obrazovatelnyi standart vysshego professionalnogo obrazovaniya po napravleniuy podgotovki 030300 « Psikhologiya». – M., – 2010.
8. Sternberg P. Y. Inside intelligence // American scientist. – 1986. – Vol. 74. – № 2. – P. 137-143.

Жүктелулер

Как цитировать

Avdeyeva, T. G. (2013). Структурная эксплицитно-имплицитная модель профессионального интеллекта психолога. ҚазҰУ Хабаршысы. Психология және әлеуметтану сериясы, 44(1). вилучено із https://bulletin-psysoc.kaznu.kz/index.php/1-psy/article/view/419