Структурные компоненты творческого потенциала и их развитие в подростковом возрасте в условиях рекреации. Демалыс кезінде жасөспірімдер шығармашылық пен даму құрылымдық компоненттері.
Кілттік сөздер:
творческий потенциал, структурные компоненты, креативные способности, вербальная креативность, визуальная креативность, мотивация, подростковый возраст, рекреационный период.шығармашылығы, құрылымдық компоненттері, шығармашылық қабілеті,Аннотация
В статье раскрывается понятие творческого потенциала как интегративного свойства личности, характеризующего степень возможности осуществлять творческую деятельность, готовность и способность к творческой самореализации и саморазвитию. Выявлено, что в структуру творческого потенциала входят следующие компоненты: мотивационный (включающий учебнопознавательную мотивацию, мотивацию к творчеству и мотивацию к саморазвитию) и компонент способностей, включающий общие способности, способности к творчеству в любом виде деятельности). Рассматриваются особенности развития его структурных компонентов у школьниковподростков, отдыхающих в рекреационном учреждении Украинский Детский Центр «Молодая гвардия». Показана методика исследования. Проведен анализ особенностей развития структурных компонентов творческого потенциала на протяжении подросткового периода. Выявлено, что на протяжении подросткового возраста происходит развитие мотивационного компонента и креативных способностей (вербаль ной и визуальной креативности). Важным для развития творческого потенциала испытуемых является высокий уровень мотивации самоопределения и самосовершенствования, что влияет на развитие творческого потенциала подростков, на овладение ими новыми навыками познания нового и личностный рост. Мақала өзінөзі дамытуға шығармашылық дайын және қабілетті жүзеге асыру дәрежесін сипаттайтын интегративті тұлғалық қасиеттер ретінде шығармашылық тұжырымдамасымен айналысады. (Өзінөзі да мыту үшін оқутанымдық мотивация, мотивация, шығармашылық және ынталандыру қоса алғанда) мотивация және компоненттік мүмкіндіктері, жалпы қабілеттерін, кез келген қызмет шығармашылық), соның ішінде: Бұл шығармашылық құрылымы мынадай құрамдас бөліктерден тұратыны анықталды. Оның құрылымдық компоненттерінің ерекшеліктері сауықтыру объектілерін украин балалар орталығы «Молодая гвардия» жасөспірім демалушылардың оқушылар. Жасөспірім арқылы шығармашылық құрылымдық компоненттерін ерекшеліктерін талдау. Бұл Viyavleno жасөспірім кезінде мотивациялық компоненті және шығармашылық қабілеттерін (ауызша және көрнекі шығармашылық) дамыту бар. Тест шығармашылық әлеуетін дамыту жасөспірімдер Roswitha шығармашылық, жаңа дағдыларды, жаңа білім мен жеке өсу шеберліктерін әсер өзінөзі ынталандыру және өзінөзі жетілдіру жоғары деңгейі болып табылады.Библиографиялық сілтемелер
1.Горбачёва, Д.А. Развитие творческого потенциала студентов вузов культуры и искусств – будущих специалистов социально-культурной деятельности: аксиологический подход: автореф. дис. … д-ра пед наук: 13.00.05 13.00.08 / Д.А. Гор- бачёва. – М., 2009. – 45 с.
2.Дубина И.Н. Творчество как феномен социальных коммуникаций. – Новосибирск: СОРАН, 2000. – 173 с.
3.Марданова, Г.М. Технология развития креативного потенциала учащихся общеобразовательной школы : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Г.М. Марданова. – Ижевск, 2005. – 23 с.].
4.Мартинюк І. О. Творчий потенціал і самореалізація особистості // Психологія і педагогіка життєтворчості. – К., 1996. – 792 с
5.Матюшкин А.М., Аверина И.С. Развитие творческой активности школьников. – М.: Педагогика, 1991. – 156 с.
6.Моляко В. О. Психологічна теорія творчості // Обдарована дитина. – 2004. – № 6. – С. 2-9.
7.Симоненко С.М., Грек О.М. Візуальна креативність: діагностика та комп`ютерні технології розвитку: монографія / С.М. Симоненко, О.М. Грек. – Одеса: Фенікс, 2010. – 200 с.
8.Яковлева Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраст // Вопр. пси- хол. – 1994. – N5. – С. 37- 42.
1.Gorbachjova, D.A. Razvitie tvorcheskogo potenciala studentov vuzov kul’tury i iskusstv – budushhih specialistov social’no- kul’turnoj dejatel’nosti: aksiologicheskij podhod: avtoref. dis. … d-ra ped nauk : 13.00.05 13.00.08 / D.A. Gorbachjova. – M., 2009.
– 45 s.
2.Dubina I.N. Tvorchestvo kak fenomen social’nyh kommunikacij. – Novosibirsk: SORAN, 2000. – 173 s.
3.Mardanova, G.M. Tehnologija razvitija kreativnogo potenciala uchashhihsja obshheobrazovatel’noj shkoly : avtoref. dis. … kand. ped. nauk : 13.00.01 / G.M. Mardanova. – Izhevsk, 2005. – 23 s.].
4.Martinjuk І. O. Tvorchij potencіal і samorealіzacіja osobistostі // Psihologіja і pedagogіka zhittєtvorchostі. – K., 1996. – 792 s
5.Matjushkin A.M., Averina I.S. Razvitie tvorcheskoj aktivnosti shkol’nikov. – M.: Pedagogika, 1991. – 156 s.
6.Moljako V. O. Psihologіchna teorіja tvorchostі // Obdarovana ditina. – 2004. – № 6. – S. 2-9.
7.Simonenko S.M., Grek O.M. Vіzual’na kreativnіst’: dіagnostika ta komp`juternі tehnologії rozvitku: monografіja / S.M. Simonenko, O.M. Grek. – Odesa: Fenіks, 2010. – 200 s.
8. Jakovleva E.L. Psihologicheskie uslovija razvitija tvorcheskogo potenciala u detej shkol’nogo vozrast // Vopr. psihol. – 1994. – N5. – S. 37- 42.
2.Дубина И.Н. Творчество как феномен социальных коммуникаций. – Новосибирск: СОРАН, 2000. – 173 с.
3.Марданова, Г.М. Технология развития креативного потенциала учащихся общеобразовательной школы : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Г.М. Марданова. – Ижевск, 2005. – 23 с.].
4.Мартинюк І. О. Творчий потенціал і самореалізація особистості // Психологія і педагогіка життєтворчості. – К., 1996. – 792 с
5.Матюшкин А.М., Аверина И.С. Развитие творческой активности школьников. – М.: Педагогика, 1991. – 156 с.
6.Моляко В. О. Психологічна теорія творчості // Обдарована дитина. – 2004. – № 6. – С. 2-9.
7.Симоненко С.М., Грек О.М. Візуальна креативність: діагностика та комп`ютерні технології розвитку: монографія / С.М. Симоненко, О.М. Грек. – Одеса: Фенікс, 2010. – 200 с.
8.Яковлева Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраст // Вопр. пси- хол. – 1994. – N5. – С. 37- 42.
1.Gorbachjova, D.A. Razvitie tvorcheskogo potenciala studentov vuzov kul’tury i iskusstv – budushhih specialistov social’no- kul’turnoj dejatel’nosti: aksiologicheskij podhod: avtoref. dis. … d-ra ped nauk : 13.00.05 13.00.08 / D.A. Gorbachjova. – M., 2009.
– 45 s.
2.Dubina I.N. Tvorchestvo kak fenomen social’nyh kommunikacij. – Novosibirsk: SORAN, 2000. – 173 s.
3.Mardanova, G.M. Tehnologija razvitija kreativnogo potenciala uchashhihsja obshheobrazovatel’noj shkoly : avtoref. dis. … kand. ped. nauk : 13.00.01 / G.M. Mardanova. – Izhevsk, 2005. – 23 s.].
4.Martinjuk І. O. Tvorchij potencіal і samorealіzacіja osobistostі // Psihologіja і pedagogіka zhittєtvorchostі. – K., 1996. – 792 s
5.Matjushkin A.M., Averina I.S. Razvitie tvorcheskoj aktivnosti shkol’nikov. – M.: Pedagogika, 1991. – 156 s.
6.Moljako V. O. Psihologіchna teorіja tvorchostі // Obdarovana ditina. – 2004. – № 6. – S. 2-9.
7.Simonenko S.M., Grek O.M. Vіzual’na kreativnіst’: dіagnostika ta komp`juternі tehnologії rozvitku: monografіja / S.M. Simonenko, O.M. Grek. – Odesa: Fenіks, 2010. – 200 s.
8. Jakovleva E.L. Psihologicheskie uslovija razvitija tvorcheskogo potenciala u detej shkol’nogo vozrast // Vopr. psihol. – 1994. – N5. – S. 37- 42.
Жүктелулер
Как цитировать
Lebedinsky, E. B. (2015). Структурные компоненты творческого потенциала и их развитие в подростковом возрасте в условиях рекреации. Демалыс кезінде жасөспірімдер шығармашылық пен даму құрылымдық компоненттері. ҚазҰУ Хабаршысы. Психология және әлеуметтану сериясы, 55(4). вилучено із https://bulletin-psysoc.kaznu.kz/index.php/1-psy/article/view/292
Шығарылым
Бөлім
Статьи зарубежных коллег