ПРОБЛЕМА ДИАГНОСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ

Авторлар

  • B. Sh. Baizhumanova Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Республика Казахстан, г. Астана
  • S. K. Berdibayeva Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Республика Казахстан, г. Алматы
  • A. I. Garber Лейпцигcкий Университет, Германия, г. Лейпциг
  • Z. T. Sarybekova Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Республика Казахстан, г. Астана
  • A. N. Zhumadilova Таразский государственный педагогический институт, Республика Казахстан, г. Тараз
  • A. K. Mursaliyeva Актюбинский региональный государственный университет имени К. Жубанова, Республика Казахстан, г. Актобе
        61 31

Кілттік сөздер:

выгорания, эмоциональные выгорания, педагоги­ ческая профессия, психодиагностики эмоционального выгорания. жанып кету, эмоциялық жанып кету, педагогикалық мамандық, эмоциялық жанып кету психодиагностикасы.

Аннотация

В статье рассматриваются основные результаты диагностики типа поведения и переживаний в профессиональной деятельности учителей, выявленные проектной группой под руководством проф. У. Шааршмид­ та Потсдамского университета (Германия), с точки зрения выделения, прежде всего, учителей группы риска, склонных к эмоциональному вы­ горанию. Обсуждены и проанализированы результаты исследования проектной группы У. Шааршмидта с точки зрения решения проблемы ранней диагностики эмоционального выгорания учителя. Было выявлено, что тип поведения зависит от пола (женщины более склонны к образцам риска A und B по сравнению с мужчинами) и от возраста (с увеличением стажа работы повышается часть образцов риска в поведении). Мақалада Потсдам университетінің (Германия) профессоры У. Шааршмидтің жетекшілігімен жобаға қатысушы топтың тапқан мұ­ ғалімдердің кәсіби іс­әрекетіндегі уайымдаулар мен мінез­құлық тип­ терін диагностикалаудың негізгі нәтижелері қарастырылды, айтатын болсақ эмоциялық жанып кетуге бейім болатындар тәуекел тобында­ ғы мұғалімдер екен. У. Шааршмидтің жобалық топтарының мұғалімінің эмоциялық жанып кетуін ерте диагностикалау мәселесін шешуге арнал­ ған зерттеу нәтижелері талқыланды. Атап айтсақ осы жобалық топтың зерттеу нәтижелері бойынша кәсіби іс­әрекет аясында мұғалімдердің қайғырулары мен мінез­құлық ерекшеліктерінің келесі жағдайлары та­ былды: G – мінез­құлықтың дұрыс типі, ол зерттеудің таңдау көлемінің бестен бір бөлігіне қарағанда аз табылды, педагогтардың AundBу мі­ нез­құлық тәуекелділігі типтері өте жоғары болды (әрбір мінез­құлық типтері үшін зерттеудің таңдау көлемінің үштен бір бөлігі сәйкес келді. Мұнда мінез­құлық типтері мұғалім жұмыс жасайтын федералды жер ден, оқытудың формасынан (бастапқы мектеп, жалпы білім беру мекте­ бі, гимназия) тәуелді болды. Мінез­құлық типтері жынысқа да (әйелдер ер адамдарға қарағанда AundB тәуекелге бару үлгісіне неғұрлым бейім болады) және жас ерекшеліктеріне де байланысты (жұмыс өтілінің ұл­ ғаюы мінез­құлықтағы үлгі­тәуекел бөлігін жоғарылатады).

Библиографиялық сілтемелер

1 Моховиков А.Н. Телефонное консультирование // Телефон Доверия / авторы–составители: Федотова О.Ю., Суховерхова З.И. М.: Государственный Комитет РФ по молодежной политике, Институт молодежи «Демократия и развитие», 1999. С.133-138.
2 Формалюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии, 1994, № 6, С.57-64.
3 Гнездилов А.В. Психология ипсихотерапияпотерь. СПб.: Издательство «Речь». 2004. – 162 с.
4 Зборовская И.В. Саморегуляция психической устойчивости учителя // Прикладная психология. 2001, № 6, С.55-65.
5 Antonovsky, A. (1979). Health, stress and coping. San Francisco, CA: Jossey-Bass.
6 Antonovsky, A. (1987). Unraveling the mystery of health. How people manage stress andstay well. San Francisco, CA: Jossey-Bass.
7 Arold, H. & Schaarschmidt, U. (1998). Interventionsmöglichkeiten bei Risikotypen. In T.Roginska, W. Gaida& U. Schaarschmidt (Hrsg.). Psychische Gesundheit im Lehrerberuf[Zdrowiepsychiczne w zawodzienauczycielskim]. S.55-60. Universitat Potsdam.
8 Asendorpf, J. B. (1992). Beyond stability: Predicting inter-individual differences in
9 Bandura, A. (1977). Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavioral change.
10 Becker, P. (1986). Theoretischer Rahmen. In P. Becker & B. Minsel (Hrsg.). Psychologie derseelischen Gesundheit. Bd. 2: Persönlichkeitspsychologische Grundlagen. Bedingungsanalysenund Forderungsmöglichkeiten. Göttingen: Hogrefe.
11 Ducki, A. & Greiner, B. (1992). Gesundheit als Entwicklung von Handlungsf�higkeit – Ein”arbeitspsychologischer Baustein” zu einem allgemeinen Gesundheitsmodell. Zeitschriftfür Arbeits- und Organisationspsychologie, 194, S. 355 - 364.
12 Freudenberger, H. J. (1974). Staff burn-out. Journal of Social Issues, 30, p. 159-165.
13 Friedman, M. &Rosenman, R. H. (1974). Type A behavior and your heart. New York:Knopf.
14 Hacker, W., Reinhold, S., Damm, A., Wollenberger, E. (1995). Beanspruchungsscreening beiHumandienstleistun- gen (BHD-System). Forschungsberichte Bd. 27. Dresden: TechnischeUniversit�t.
15 Intraindividual change. European Journal of Personality, 6, p. 103-117.
16 Lazarus, R. S. &Folkman, S. (1987). Transactional theory and research on emotions andcoping. European Journal of Personality, 1, p. 141-169.
17 Maslach, C. (1982). Understanding burnout: Definitional issues in analyzing a complexphenomenon. In W. S. Paine (Ed.). Job, Stress and Burnout. Beverly Hills: Sage.
18 Maslach, C., Jackson, S.E. (1986). Maslach Burnout Inventory (MBI). Manual. Palo Alto:Consulting Psychologists Press.
19 Mayr, J. (1994). Lehrer/in werden. Innsbruck: Österreichischer Studien Verlag.
20 Nieskens, B. &Sieland, B. (1999). Qualit�tssicherung in der Lehrerausbildung. In Bericht über die Bundeskonfer- enz für Schulpsychologie in Halle 1998. im Druck.
21 Oelkers, M. (1998). Die Analyse physiologischer Parameter in Stresssituationen bei denAVEM-Typen. In T. Rogin- ska, W. Gaida& U. Schaarschmidt (Hrsg.). PsychischeGesundheit im Lehrerberuf. [Zdrowiepsychiczne w zawodzienauczy- cielskim]. S.39-54.Universit�t Potsdam.
22 Psychological Review, 84. p. 191-215.
23 Richter, P., Rudolf, M., Schmidt, C.F. (1995). FABA – Fragebogen zur Analysebelastungsrelevanter Anforderungs- bew�ltigung (Methodensammlung Bd. 4). Dresden:Technische Universit�t.
24 Richter, P., Schmidt, C.F. (1988). Arbeitsanforderungen und Beanspruchungsbew�ltigung beiHerzinfarkt-Patienten
– ein t�tigkeitspsychologischer Diagnostikansatz. In H. Schroder, J.Guthke (Hrsg.). Fortschritte der klinischen Persönlich- keitspsychologie und klinischen Psychodiagnostik. S. 96-107. Leipzig: Johann Ambrosius Barth.
25 Schaarschmidt, U. & Fischer, A. (1998). Diagnostik interindividueller Unterschiede in derpsychischen Ge- sundheit von Lehrerinnen und Lehrern zum Zwecke einer differentiellenGesundheitsforderung. In E. Bamberg,
A. Ducki& A.-M. Metz (Hrsg.). HandbuchBetriebliche Gesundheitsforderung. S.375-394. Göttingen: Verlag für Ange- wandtePsychologie.
26 Schaarschmidt, U. & Fischer, A. W. (1996). AVEM - Arbeitsbezogenes Verhaltens- undErlebensmuster. Frankfurt/M.: Swets&Zeitlinger. Computerversion im Rahmen desWiener Testsystems, Wien/Modling: SchuhfriedGes.m.b.H.
27 Schaarschmidt, U. & Fischer, A. W. (1997). AVEM - ein diagnostisches Instrument zurDifferenzierung von Typen gesundheitsrelevanten Verhaltens und Erlebens gegenüber derArbeit. Zeitschrift für Differentielle und Diagnostische Psy- chologie, 18 (3), S. 151 – 163.
28 Schaarschmidt, U. & Fischer, A. W. (1999). IPS – Inventar zur Persönlichkeitsdiagnostik inSituationen. Frankfurt/M.: Swets&Zeitlinger. Computerversion im Rahmen des WienerTestsystems, Wien/Modling: SchuhfriedGes.m.b.H.
29 Schaarschmidt, U. & Fischer, A. W. (2000). Bew�ltigungsmuster im Beruf. Göttingen: Vandenhoeck& Ruprecht. 30 Scheier, M.F., Carrver, C.S. (1992). Effects of optimism on psychological and physicalwellbeing: Theoretical over-
view and empirical update. CognitiveTherapyand Research,16, 210-228.
31 Scheuch, K., Vogel, H. & Haufe, E. (1995). Entwicklung der Gesundheit von Lehrern undErziehern in Ostdeutsch- land. Ausgew�hlte Ergebnisse der Dresdner Lehrerstudien 1985-1994. Dresden: Technische Universit�t.
ISSN 1563-0307 KazNU Bulletin. Psychology and sociology series. №4 (55). 2015 261
32 Schwarzer, R. (1990). Gesundheitspsychologie: Einführung in das Thema. In R. Schwarzer(Hrsg.). Gesundheitspsy- chologie – Ein Lehrbuch. S. 3-20. Göttingen: Hogrefe.
33 Siegrist, J. (1991). Contributions of sociology to the prediction of heart disease and theirimplications for public health. European Journal of Public Health, 1, 10-21.

1 Mohovikov A.N. Telephone counseling//Helpline/the compilers: O. Fedotova, Sukhoverkhova Z.I. – M.: State CCoomm--
mitteeon Youth Policyof the Russian Federation, Institute of Youth “Democracy and Development”, 1999. – P. 133-138.
2 Formalyuk T.V. The syndrome of “emotional burnout” as a measure of teacher professional maladjustment // Ques- tions of Psychology. – 1994. – № 6. – Р. 57-64.
3 Gnezdilov A.V. Psychology and psychotherapy losses. – 2004. – 162 p.
4 Zborovskaya I.V. Self-regulation of mental stability teacher // Applied Psychology. – 2001. – № 6. – Р. 55-65.
5 Antonovsky, A. Health, stress and coping. – San Francisco, CA: Jossey-Bass, 1979.
6 Antonovsky, A. Unraveling the mystery of health. How people manage stress andstay well. – San Francisco, CA: Jossey-Bass, 1987.
7 Arold, H. & Schaarschmidt, U. Interventionsmöglichkeiten bei Risikotypen. In T. Roginska, W. Gaida& U. Schaar--
schmidt (Hrsg.). Psychische Gesundheit im Lehrerberuf[Zdrowiepsychiczne w zawodzienauczycielskim]. S. 55-60. Univer-- sitat Potsdam. 1998.
8 Asendorpf, J. B. Beyond stability: Predicting inter-individual differences in, 1992.
9 Bandura, A. Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavioral change, 1977.
10 Becker, P. Theoretischer Rahmen. In P. Becker & B. Minsel (Hrsg.). Psychologie derseelischen Gesundheit. Bd. 2: Persönlichkeitspsychologische Grundlagen. Bedingungsanalysenund Forderungsmöglichkeiten. – Göttingen: Hogrefe, 1986.
11 Ducki, A. & Greiner, B. Gesundheit als Entwicklung von Handlungsf�higkeit – Ein”arbeitspsychologischer BBBaau--
stein” zu einem allgemeinen Gesundheitsmodell. Zeitschriftfür Arbeits- und Organisationspsychologie, 194. – S. 355 – 364. 1992.
12 Freudenberger, H. J. Staff burn-out // Journal of Social Issues. – 30. – Р. 159-165. 1974.
13 Friedman, M. &Rosenman, R. H. Type A behavior and your heart. – New York: Knopf, 1974.
14 Hacker, W., Reinhold, S., Damm, A., Wollenberger, E. Beanspruchungsscreening beiHumandienstleistungen (BHD- System). Forschungsberichte Bd. 27. Dresden: TechnischeUniversit�t, 1995.
15 Intraindividual change. European Journal of Personality, 6, p. 103-117.
16 Lazarus, R. S. &Folkman, S. Transactional theory and research on emotions andcoping. European Journal of Per- sonality, 1, p. 141-169. 1987.
17 Maslach, C. Understanding burnout: Definitional issues in analyzing a complexphenomenon. In W. S. Paine (Ed.).
Job, Stress and Burnout. Beverly Hills: Sage. 1982.
18 Maslach, C., Jackson, S.E. Maslach Burnout Inventory (MBI). Manual. Palo Alto: Consulting Psychologists Press, 1986.
19 Mayr, J. Lehrer/in werden. Innsbruck: Österreichischer Studien Verlag. 1994.
20 Nieskens, B. &Sieland, B. Qualit�tssicherung in der Lehrerausbildung. In Bericht über die Bundeskonferenz für Schulpsychologie in Halle 1998. im Druck. 1999.
21 Oelkers, M. Die Analyse physiologischer Parameter in Stresssituationen bei denAVEM-Typen. In T. Roginska, W. Gaida& U. Schaarschmidt (Hrsg.). PsychischeGesundheit im Lehrerberuf. [Zdrowiepsychiczne w zawodzienauczyciels- kim]. S.39-54.Universit�t Potsdam. 1998.
22 Psychological Review, 84. p. 191-215.
23 Richter, P., Rudolf, M., Schmidt, C.F. FABA – Fragebogen zur Analysebelastungsrelevanter Anforderungsbew�llttii-- gung (Methodensammlung Bd. 4). Dresden:Technische Universit�t. 1995.
24 Richter, P., Schmidt, C.F. Arbeitsanforderungen und Beanspruchungsbew�ltigung beiHerzinfarkt-Patienten – ein t�tigkeitspsychologischer Diagnostikansatz. In H. Schroder, J.Guthke (Hrsg.). Fortschritte der klinischen Persönlichkeits- psychologie und klinischen Psychodiagnostik. S. 96-107. Leipzig: Johann Ambrosius Barth. (1988).
25 Schaarschmidt, U. & Fischer, A. Diagnostik interindividueller Unterschiede in derpsychischen Gesundheit von Lehrerinnen und Lehrern zum Zwecke einer differentiellenGesundheitsforderung. In E. Bamberg, A. Ducki& A.-M. Metz (Hrsg.). HandbuchBetriebliche Gesundheitsforderung. S.375-394. Göttingen: Verlag für AngewandtePsychologie. 1998.
26 Schaarschmidt, U. & Fischer, A. W. AVEM - Arbeitsbezogenes Verhaltens- undErlebensmuster. Frankfurt/M.: Swets&Zeitlinger. Computerversion im Rahmen desWiener Testsystems, Wien/Modling: SchuhfriedGes.m.b.H. 1996.
27 Schaarschmidt, U. & Fischer, A. W. AVEM - ein diagnostisches Instrument zurDifferenzierung von Typen gggeesssuunnndd--- heitsrelevanten Verhaltens und Erlebens gegenüber derArbeit. Zeitschrift für Differentielle und Diagnostische Psychologie, 18 (3), S. 151 – 163. 1997.
28 Schaarschmidt, U. & Fischer, A. W. IPS – Inventar zur Persönlichkeitsdiagnostik inSituationen. Frankfurt/M.: Swets&Zeitlinger. Computerversion im Rahmen des WienerTestsystems, Wien/Modling: SchuhfriedGes.
m.b.H. 1999.
262 Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии. №4 (55). 2015
29 Schaarschmidt, U. & Fischer, A. W. Bew�ltigungsmuster im Beruf. Göttingen: Vandenhoeck& Ruprecht. 2000.
30. Scheier, M.F., Carrver, C.S. Effects of optimism on psychological and physicalwellbeing: Theoretical overview and empirical update. CognitiveTherapyand Research,16, 210-228. 1992.
31 Scheuch, K., Vogel, H. & Haufe, E. Entwicklung der Gesundheit von Lehrern undErziehern in Ostdeutschland.
Ausgew�hlte Ergebnisse der Dresdner Lehrerstudien 1985-1994. Dresden: Technische Universit�t. 1995.
32 Schwarzer, R. Gesundheitspsychologie: Einführung in das Thema. In R. Schwarzer(Hrsg.). Gesundheitspsychologie
– Ein Lehrbuch. S. 3-20. Göttingen: Hogrefe. 1990.
33 Siegrist, J. Contributions of sociology to the prediction of heart disease and theirimplications for public health. EEuurroo-- pean Journal of Public Health, 1, 10-21. 1991.

Жүктелулер

Как цитировать

Baizhumanova, B. S., Berdibayeva, S. K., Garber, A. I., Sarybekova, Z. T., Zhumadilova, A. N., & Mursaliyeva, A. K. (2015). ПРОБЛЕМА ДИАГНОСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ. ҚазҰУ Хабаршысы. Психология және әлеуметтану сериясы, 55(4). вилучено із https://bulletin-psysoc.kaznu.kz/index.php/1-psy/article/view/268

Шығарылым

Бөлім

Статьи зарубежных коллег