МЕСТО И РОЛЬ НАРОДНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА В МУЗЫКАЛЬНО- ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Авторлар

  • I. V. Kovalenko Южно-Казахстанский гуманитарный институт имени М. Сапарбаева, Республика Казахстан, г. Шымкент
        71 37

Кілттік сөздер:

культура, искусство, формирование мировоззрения, музыкальное творчество. мәдениет, өнер, дүниетанымның қалыптасуы, му­зыкалық шығармашылық.

Аннотация

В данной статье рассматривается в современных условиях, т.е. в условиях реализации стратегических целей и задач социально­эконо­мического развития Республики Казахстан, всё большего укрепления его государственной независимости, роста международного авто­ритета, усиления интеграционных процессов в мировую экономику и культуру, «духовно­нравственное становление детей и молодёжи, подготовка их к самостоятельной жизни, являющихся важнейшей составляющей развития нашего общества и государства» [1]. Казахское народное музыкальное творчество может и должно быть последовательно и согласованно использоваться на уроках музы­ки, литературы, факультативных занятиях по национальной музыке и эстетике, в клубной и кружковой работе через инновационные формы и методы организации музыкально­эстетического воспитания. Музы­кальное творчество казахского народа служит действенным средст­вом музыкально­эстетического воспитания школьников при соблюде­нии определённых психолого­педагогических условий и тщательном, научно­обоснованном отборе форм и методов работы с ними. Осы мақалада психологиялық зерттеу нәтижелері берілген. Қазақ­стан Республикасының әлеуметтік­экономикалық даму міндеттері мен мақсаттарын шынайыландыру шарттарын дамытуда, оның мемлекеттік тәуелсіздігін нығайтуда, халықаралық мәртебесінің өсуіне, интегра­циялық процестердің әлемдік экономика мен мәдениетте күшеюі, руха­ни ­тұрақты қалыптасуына, жастардың және балалардың дамуы қалып­ тасуы, олардың жеке өмірге дайындығы еліміз бен қоғамның дамуына негізгі құрамы болып табылады. Сонымен бірге, Ұлттық специфика қа­ зіргі өмірдің негізгі проблема болып табылатындықтан, өзіндік ұлттық сананың өсуіне, қазақ елінің ерекшелігі қоғамдық өмірдің ешкандай саласында болмауына әсер ететін ұлттық қатынастардың, яғни саясат, мәдениет, өнер, білім, тәрбиенің және т.б. әсерінің аздығынан, өмірде көрінбейтіндігінен болып табылады. Әр елдің мәдениеті оның әлеумет­ тік­тарихи жолын бейнелей отырып, көптеген ғасырлар бойына қалып­ тасып, дамып келе жатқан ерекшеліктерді құрайды.

Библиографиялық сілтемелер

1 Назарбаев Н.А. Казахстан – 2030: Послание Президента страны народу Казахстана. – Алматы: Бiлiм, 1997. – 265 с.
2 Магауова А.С. Подготовка будущего учителя к использованию прогрессивных традиций народной педагогики в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы: дисс.… канд. пед. наук: 13.00.01 – Алматы, 1995. – 181 с.
3 Нурланова К.Ш. Эстетика художественной культуры казахского народа. – Алматы: Наука, 1987. – 215 с.
4 Жарикбаев К.К., Наурызбай Ж.Ж. Основы этнопедагогики и этнопсихологии. Программа курса для учащихся и сту- дентов учебных заведений культуры. – Алматы, 1994. – 46 с.
5 Калыбекова А.А. Проблема преемственности народной и научной педагогики в теоретических историко-педагоги- ческих исследованиях казахстанских ученых // Материалы республиканской научно-практической конференции «Пробле- мы использования средств народной педагогики в практике учебно-воспитательного процесса». – Алматы: Қазақ универси- теті, 2000. – С. 7-13.
6 Калыбекова А.А. Казахские народные традиции в музыкально-эстетическом воспитании детей. – Алматы: Рауан, 1993. – 51 с.
7 Узакбаева С.А. Средствами казахской народной педагогики // Вестник научно-педагогического центра. – 1992. – № 9. – С. 13.
8 Кишкашбаев Т.А. Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников средствами казахской народной инс- трументальной музыки: дисс…. канд. пед. наук. – Алма-Ата, 1992. – 174 с.
9 Кабалевский Д.Б. Эстетическая культура и школа // Советская педагогика. – М., 1970. – № 1. – С. 24-38.
10 Калыбекова А.А. Казахские народные традиции в музыкально-эстетическом воспитании детей. – Алматы: Рауан, 1993. – 50 с.

1 Nazarbaev N.A. Kazahstan – 2030: Poslanie Prezidenta strany narodu Kazahstana. – Almaty: Bilim, 1997. – 265 s.
2 Magauova A.S. Podgotovka budushhego uchitelja k ispol’zovaniju progressivnyh tradicij narodnoj pedagogiki v uchebno- vospitatel’nom processe obshheobrazovatel’noj shkoly: diss.… kand. ped. nauk: 13.00.01 – Almaty, 1995. – 181 s.
3 Nurlanova K.Sh. Jestetika hudozhestvennoj kul’tury kazahskogo naroda. – Almaty: Nauka, 1987. – 215 s.
4 Zharikbaev K.K., Nauryzbaj Zh.Zh. Osnovy jetnopedagogiki i jetnopsihologii. Programma kursa dlja uchashhihsja i studen- tov uchebnyh zavedenij kul’tury. – Almaty, 1994. – 46 s.
5 Kalybekova A.A. Problema preemstvennosti narodnoj i nauchnoj pedagogiki v teoreticheskih istoriko-pedagogicheskih issledovanijah kazahstanskih uchenyh // Materialy respublikanskoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Problemy ispol’zovanija sredstv narodnoj pedagogiki v praktike uchebno-vospitatel’nogo processa». – Almaty: Қazaқ universitetі, 2000. – S. 7-13.
6 Kalybekova A.A. Kazahskie narodnye tradicii v muzykal’no-jesteticheskom vospitanii detej. – Almaty: Rauan, 1993. – 51 s.
7 Uzakbaeva S.A. Sredstvami kazahskoj narodnoj pedagogiki // Vestnik nauchno-pedagogicheskogo centra. – 1992. – № 9. – S. 13.
8 Kishkashbaev T.A. Muzykal’no-jesteticheskoe vospitanie mladshih shkol’nikov sredstvami kazahskoj narodnoj instrumental’noj muzyki: diss…. kand. ped. nauk. – Alma-Ata, 1992. – 174 s.
9 Kabalevskij D.B. Jesteticheskaja kul’tura i shkola // Sovetskaja pedagogika. – M., 1970. – № 1. – S. 24-38.
10 Kalybekova A.A. Kazahskie narodnye tradicii v muzykal’no-jesteticheskom vospitanii detej. – Almaty: Rauan, 1993. – 50 s.

Жүктелулер

Как цитировать

Kovalenko, I. V. (2015). МЕСТО И РОЛЬ НАРОДНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА В МУЗЫКАЛЬНО- ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ. ҚазҰУ Хабаршысы. Психология және әлеуметтану сериясы, 55(4). вилучено із https://bulletin-psysoc.kaznu.kz/index.php/1-psy/article/view/262