Система профессионального самоопределения молодежи в Германии и Болгарии. Германия мен Болгария жастарының кәсіби өзін-өзі анықтау жүйесін ұйымдастыру

  • E. S. Onalbekov Казахский национальный университет имени аль-Фараби
  • P. Miteva Бургаски свободен университет
  • K. A. Yermekbay Казахский национальный университет имени аль-Фараби

Аннотация

В данной статье рассматриваются актуальные вопросы орга­ низации систем профессионального самоопределения молодежи в Германии и Болгарии. В статье раскрываются история развития про­ фориентационной работы в Германии, начиная со средних веков до современности, с указанием концепции К. Бюхера о профессиональ­ ных мастерских, модели Г. Кершенштейнера о дуальном принципе профессионального образования, идей Г. Мюнстерберга о том, что школа должна готовить будущих членов общества, следовательно, она неминуемо сталкивается в процессе деятельности с вопросами выбора профессии своих воспитанников и должна оказать им посиль­ ную помощь в этих поисках. Также в статье дается описание и харак­ теристика болгарской системы профориентации, делающей акцент на институализации системы профессионального самоопределения, и в качестве примеров указана деятельность Министерства образования и науки (МОН), Национальное агентство професионального обра­ зования и обучения (НАПОО), профильные школы и информацион­ ные центры для профессиональной ориентации. Дается обоснование стратегическим документам Болгарии по формированию компетенции у современной молодежи по профессиональному самоопределению, например Стратегия развития профессионального образования и обу­ чения в Республике Болгария за период 2015 – 2020 гг., Национальная стратегия по непрерывному обучению за период 2014 – 2020 гг. Карта «Профессиональная ориентация в Болгарии 2009 ­2013 гг.».

Мақалада кәсіби өзін-өзі айқындаудың институционалдық аспектісіне баса назар бөлетін кәсіби бағдар жұмыстың болгариялық жүйесіне сипаттама берілген. Мұнда Білім және ғылым министірлігінің қызметі, кәсіби білім беру және оқытудың Ұлттық агенттік қызметі, кәсіби бағдар үшін ақпараттық орталықтар мен бейіндік мектеп қызметтері мысал ретінде көрсетілген. Қазіргі жастардың кәсіби өзін-өзі айқындау құзіреттіліктерін қалыптастыру бойынша Болгарияның стратегиялық құжаттарына соның ішінде Болгария Республикасының 2015-2020 жж. Аралығындағы кәсіби білім беру мен оқытуды дамытудың стратегиясы, 2014-2020 жж. Аралығындағы үздіксіз білім берудің Ұлттық стратегиясы, «2009-2013 жж. Болгариядағы кәсіби бағдар » картасына негіздемелер жасалынған.

Литература

1.Таланова С.И. Особенности профессионального самоопределения старшеклассников / С.И. Таланова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). – СПб.: Реноме, 2012. – С. 226-228.
2.Вульфсон, Б.Л. Сравнительная педагогика: история и современные проблемы / Б.Л. Вульфсон. – М.: Изд-во УРАО, 2003. – 230 с.
3.Джуринский, А.Н. История зарубежной педагогики: учеб.пособие для вузов / Джуринский А.Н. – М.: ФОРУМ
– ИНФРА-М, 1998. – 268 с. – (Высш. образование).
4.Вульфсон, Б.JT. Сравнительная педагогика: учеб.пособие / Б.Л. Вульфсон, Малькова З.А. – М.; Воронеж, 1996. – 256 с. – (Б-ка шк. психолога).
5.Певзнер, М.Н. Реформаторское движение в педагогике Западной Европы конца XIX- начала XX века / М.Н. Певз- нер. – Новгород, 1976. – 181 с.
6.�lker, J. P�dagogische Reform und Wandel der Erziehungswissenschaft / J. �lker // Handbuch der deutschen BBiilldduunnggssggee--schichte. – Band VI. – München, 1998. – S. 184.
7.Иванова, Н.В. Основные направления развития содержания общего среднего образования в Германии: дис. ... канд. пед. наук / Н.В. Иванова. – Волгоград, 2001. – 220 с.
8.Немецкий комитет по вопросам образования и воспитания. – Берлин, 1965. – С. 57.
9.Образование в современном мире: состояние и тенденции: [сб. ст.] / под ред. Кондакова. – М.: Педагогика, 1986.– 245 с. – (Человечество на рубеже XXI века).
10.Кутовая, Т.И. Основные тенденции индивидуализации и дифференциации содержания образования в школах капи- талистических стран / Т.И. Кутовая // Проблемы совершенствования содержания в профессиональной школе. – М., 1989.–69-77 с.
11.Анисимов, П.Ф. Финансирование профессионального образования за рубежом / П.Ф. Анисимов, В.М. Демин, О.Н. Олейникова; Инс-т проблем развития сред.проф. образования. – М.: Мастерство: Академия. – 2001. – 85 с.
12.Пискунов, А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. / А.И1 Пискунов: – 2-е изд., перераб. – М.: Прос- вещение, 1981. – 528 с.
13.Немецкая школа – как получить abitur // Центр эмиграционных и обменных программ studentur. – Астрахань, 2005– 2010. – Режим доступа: http://wsvw.studentur.ru/index340.html.
14.Тарасенко, Н.Г. Гуманистическая педагогика Марии Монтессори: учеб.пособие для студентов / Н.Г. Тарасенко.
– Белгород: БелГУ, 1999. – 232 с.


1.Talanova S.I. Osobennosti professional’nogo samoopredelenija starsheklassnikov / S.I. Talanova // Teorija i praktika obrazova- nija v sovremennom mire: materialy mezhdunar. nauch. konf. (g. Sankt-Peterburg, fevral’ 2012 g.). – SPb.: Renome, 2012. – S. 226-228.
2.Vul’fson, B.L. Sravnitel’naja pedagogika: istorija i sovremennye problemy / B.L. Vul’fson. – M.: Izd-vo URAO, 2003. – 230 s.
3.Dzhurinskij, A.N. Istorija zarubezhnoj pedagogiki: ucheb.posobie dlja vuzov / Dzhurinskij A.N. – M.: FORUM – INFRA- M, 1998. – 268 s. – (Vyssh. obrazovanie).
4.Vul’fson, B.JT. Sravnitel’naja pedagogika: ucheb.posobie / B.L. Vul’fson, Mal’kova Z.A. – M.; Voronezh, 1996. – 256 s. – (B-ka shk. psihologa).
5.Pevzner, M.N. Reformatorskoe dvizhenie v pedagogike Zapadnoj Evropy konca XIX- nachala XX veka / M.N. Pevzner. – Novgorod, 1976. – 181 s.
6.�lker, J. P�dagogische Reform und Wandel der Erziehungswissenschaft / J. �lker // Handbuch der deutschen Bildungsge- schichte. – Band VI. – München, 1998. – S. 184.
7.Ivanova, N.V. Osnovnye napravlenija razvitija soderzhanija obshhego srednego obrazovanija v Germanii: dis. ... kand. ped. nauk / N.V. Ivanova. – Volgograd, 2001. – 220 s.
8.Nemeckij komitet po voprosam obrazovanija i vospitanija. – Berlin, 1965. – S. 57.
9.Obrazovanie v sovremennom mire: sostojanie i tendencii: [sb. st.] / pod red. Kondakova. – M.: Pedagogika, 1986. – 245
s. – (Chelovechestvo na rubezhe XXI veka).
10.Kutovaja, T.I. Osnovnye tendencii individualizacii i differenciacii soderzhanija obrazovanija v shkolah kapitalisticheskih stran / T.I. Kutovaja // Problemy sovershenstvovanija soderzhanija v professional’noj shkole. – M., 1989. –69-77 s.
11.Anisimov, P.F. Finansirovanie professional’nogo obrazovanija za rubezhom / P.F. Anisimov, V.M. Demin, O.N. Olejnikova; Ins-t problem razvitija sred.prof. obrazovanija. – M.: Masterstvo: Akademija. – 2001. – 85 s.
12.Piskunov, A.I. Hrestomatija po istorii zarubezhnoj pedagogiki. / A.I1 Piskunov: – 2-e izd., pererab. – M.: Prosveshhenie, 1981. – 528 s.
13.Nemeckaja shkola – kak poluchit’ abitur // Centr jemigracionnyh i obmennyh programm studentur. – Astrahan’, 2005–2010.
– Rezhim dostupa: http://wsvw.studentur.ru/index340.html.
14.Tarasenko, N.G. Gumanisticheskaja pedagogika Marii Montessori: ucheb.posobie dlja studentov / N.G. Tarasenko. – Bel- gorod: BelGU, 1999. – 232 s.
Как цитировать
ONALBEKOV, E. S.; MITEVA, P.; YERMEKBAY, K. A.. Система профессионального самоопределения молодежи в Германии и Болгарии. Германия мен Болгария жастарының кәсіби өзін-өзі анықтау жүйесін ұйымдастыру. Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии, [S.l.], v. 54, n. 3, nov. 2015. ISSN 2617-7552. Доступно на: <https://bulletin-psysoc.kaznu.kz/index.php/1-psy/article/view/168>. Дата доступа: 16 apr. 2021
Раздел
Статьи зарубежных коллег

Ключевые слова

профессиональное самоопределение; молодежь; Германия; Болгария; система. кәсіби өзін­өзі анықтау; жастар; Германия; Болгария; жүйе.