Практики домохозяйств среднего класса на рынке образования. Білім беру нарығындағы орта тап үй шаруашылықтарының іс-тәжірибелері.

Авторлар

  • M. K. Shnarbekova Казахский национальный университет имени аль-Фараби
        36 34

Кілттік сөздер:

образование, профессиональный выбор, культурный капитал, средний класс, человеческий капитал, профессиональные стратегии. білім беру, кәсіби таңдау, мәдени капитал, орта тап, адами капитал, үй шаруашылықтарының кәсіби стратегиялары.

Аннотация

В статье мы попытаемся определить и проанализировать способы, которыми домохозяйства среднего класса Поддерживают и совершенствуют свои социальные преимущества через рычаги образования. Опираясь на обширный ряд интервью с родителями и детьми, будет сделана попытка понять и объяснить ключевые моменты принятия решений домохозяйствами в выборе образования и специальности. Несмотря на множественное количество исследований, средний класс остается «социологической загадкой», и соответственно в ходе исследования встречались трудности в определении представителей данной социальной группы. Представлены новые способы мышления о модели взаимосвязи домохозяйств среднего класса, образования и профессии. Мақалада біз орта тапқа жататын үй шаруашылықтарының білім тетіктері арқылы қоғамдық құрылымда өзіндік әлеуметтік артықшылықтарын сақтау мен арттырудың стратегияларын талдауға талпыныс жасаймыз. Ата-аналар мен балалардан алынған кең сұхбаттар негізінде,білім мен кәсіби траекторияны таңдаудың негізгі бастауларын түсінуге ұмтылыс жасалынды. Көптеген зерттеулерге қарамастан, орта тап «социологиялық жұмбақ» болып отыр, сәйкесінше, зертеу барысында осы әлеуметтік топ өкілдерін айқындауда белгілібір қиыншылықтармен кездестік. Үй шаруашылықтары, білім беру мен мамандықты таңдаудың өзарабайланысы моделі туралы жаңа ойлар ұсынылған.

Библиографиялық сілтемелер

1.Абдирайымова, Г.С. и др., Профессиональный выбор и предпочтения на рынке труда выпускников вузов Казахстана// Вестник КазНУ им.аль-Фараби. Серия психологии и социологии. №2(45). – Алматы: Казак университет. – С.69-76. – 2013
2.Аристотель, Политика. – М.: Изд-во АСТ, 2002. – 393с.
3.Здравомыслов, Г.А., Российский средний класс – проблема границ и численности // Социологические исследования. – С. 76-85. – 2001.
4.Бурдье, П., Различение: Cоциальная критика суждения // Экономическая социология. – Том 6. – № 3. – C. 25-48. – 2005.
5.Washington Research Council. The Economic Value of Higher Education. Special Report. July 22, 8 pages. – 1999.
6.Ключарев, Г.А. Непрерывное образование и потребность в нем. ИКСИ РАН. М.: Наука,. – С. 9. – 2005.
7.Беккер, Г.С., Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории. – М.: Изд. дом ГУВШЭ,. С. 49–155. – 2003.
8.Чередниченко, Г.А., Образовательные и профессиональные траектории российской молодежи (на материалах соци- ологических исследований). – М.: ЦСП и М,. – 560 с. – 2014.
9.Stephen, J. Ball, Class Strategies and the Education Market. The middle classes and social advantage. UK, Taylor and Fran- cis e-Library. 212 pages. – 2003.
10.Бурдье, П., Социология социального пространства / Пер. с франц.; отв. ред. перевода Н. А. Шматко. – М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2007. 288 с. – 2007.
11.Саблина, С.Г., Статусные рассогласования: методология анализа и практика исследований. Новосибирск: Новоси- бирский государственный университет.60 с. – 2002.
12.Бурханова, Д.К., Стиль жизни казахстанского среднего класса // Сборник международной научной конференции «Ин- новационное развитие и востребованность науки в современном Казахстане». Издательство «Раритет», – 244 стр. – 2014.

1.Abdirajymova, G.S. i dr., Professional’nyj vybor i predpochtenija na rynke truda vypusknikov vuzov Kazahstana//Vestnik KazNU im.al’-Farabi. Serija psihologii i sociologii. №2(45). – Almaty: Kazak universitet. – S.69-76. – 2013
2.Aristotel’, Politika. – M.: Izd-vo AST, 2002. – 393 s.
3.Zdravomyslov, G.A., Rossijskij srednij klass – problema granic i chislennosti // Sociologicheskie issledovanija. – S. 76-85.– 2001.
4.Burd’e, P., Razlichenie: Cocial’naja kritika suzhdenija // Jekonomicheskaja sociologija. – Tom 6. – № 3. – C. 25-48. – 2005.
5.Washington Research Council. The Economic Value of Higher Education. Special Report. July 22, 8 pages. – 1999.
6.Kljucharev, G.A. Nepreryvnoe obrazovanie i potrebnost’ v nem. IKSI RAN. M.: Nauka,. – S. 9. – 2005.
7.Bekker, G.S., Chelovecheskoe povedenie: jekonomicheskij podhod. Izbrannye trudy po jekonomicheskoj teorii. – M.: Izd. dom GUVShJe,. S. 49–155. – 2003.
8.Cherednichenko, G.A., Obrazovatel’nye i professional’nye traektorii rossijskoj molodezhi (na materialah sociologicheskih issledovanij). – M.: CSP i M,. – 560 s. – 2014.
9.Stephen, J. Ball, Class Strategies and the Education Market. The middle classes and social advantage. UK, Taylor and Fran- cis e-Library. 212 pages. – 2003.
10.Burd’e, P., Sociologija social’nogo prostranstva / Per. s franc.; otv. red. perevoda N. A. Shmatko. – M.: Institut jeksperimen- tal’noj sociologii; SPb.: Aletejja, 2007. 288 s. – 2007.
11.Sablina, S.G., Statusnye rassoglasovanija: metodologija analiza i praktika issledovanij. Novosibirsk: Novosibirskij gosuda- rstvennyj universitet.60 s. – 2002.
12.Burhanova, D.K., Stil’ zhizni kazahstanskogo srednego klassa // Sbornik mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii «Innovaci- onnoe razvitie i vostrebovannost’ nauki v sovremennom Kazahstane». Izdatel’stvo «Raritet», – 244 str. – 2014.

Жүктелулер

Как цитировать

Shnarbekova, M. K. (2015). Практики домохозяйств среднего класса на рынке образования. Білім беру нарығындағы орта тап үй шаруашылықтарының іс-тәжірибелері. ҚазҰУ Хабаршысы. Психология және әлеуметтану сериясы, 54(3). вилучено із https://bulletin-psysoc.kaznu.kz/index.php/1-psy/article/view/167