Государственная языковая политика и лингвистическая практика казахстанских учащихся в контексте социологических замеров

Аннотация

Статья является результатом исследования оценки языковой политики РК, реализованного в рамках государственного заказа. Целью исследования являлось изучение повседневной речевой практики учащихся общеобразовательных школ и колледжей Казахстана в разрезе трех этнических групп- казахов, русских и других этносов, включающих в себя малые этносы страны. Основные направления исследования –определение уровня владения тремя этническими группами молодежи государственного и русского языков, сфера применения данных языков в этническом измерении и анализ языковых практик и стратегий молодых людей. Методология исследования- количественный метод социологии, массовый анкетный опрос, объем выборки-1000 учащихся из 14 регионов РК и 3-х городов республиканского значения, в возрасте от 12 до 17 лет. Основные результаты исследования следующие: государственный язык преобладает в языковой практике представителей казахского этноса, а его сфера применения ограничена семьей и объектами образования, в языковой же практике молодежи страны преобладает односторонний, нерегрессивный билингвизм, демонстрирующий доминирование русского языка и его активное употребление в разных сферах общественной жизни. Практическая ценность работы выражается в использовании данных для совершенствования языковой политики республики и применении результатов исследований при разработке лекций преподавателями по соответствующей тематике.
Ключевые слова: билингвизм, сферы применения языка, казахстанская молодежь.
Как цитировать
ITALMASSOVA, R. B.; SATYBAEVA, A. U.; YERALIEVA, Y. A.. Государственная языковая политика и лингвистическая практика казахстанских учащихся в контексте социологических замеров. Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии, [S.l.], v. 81, n. 2, p. 176-188, july 2022. ISSN 2617-7552. Доступно на: <https://bulletin-psysoc.kaznu.kz/index.php/1-psy/article/view/1541>. Дата доступа: 16 aug. 2022 doi: https://doi.org/10.26577/JPsS.2022.v81.i2.017.