Личностная модель «большая пятерка», системный подход и эффективность трудовой деятельности

Авторлар

  • Н. Н. Хон Университет Туран
  • Л. Н. Рогалева Уральский федеральный университет
  • А. М. Ким Казахский национальный университет им. аль-Фараби
  • Ж. К. Айдосова Казахский национальный университет им. аль-Фараби
  • Н. А. Алдабергенов Университет Туран

DOI:

https://doi.org/10.26577/JPsS.2020.v72.i1.08
        120 101

Аннотация

Проблема личностных факторов, обеспечивающих эффективность трудовой деятельности, актуальна в современной организационной психологии. В качестве наиболее востребованной модели личности выступает «Большая пятерка». Несмотря на неоднозначность интерпретации названий отдельных шкал, она продолжает оставаться наиболее популярной.

Цель данной статьи – обосновать преимущества использования модели личности «Большая пятерка» на основе системного подхода.

Научное     значение     применения     системного     подхода     определяется     необходимостью прояснения методологического аппарата казахстанской психологии как в сфере научного исследования, так и в организации университетского образования. В качестве методологии исследования выступает системный подход В.А.Ганзена, разработанный в рамках ленинградской (санкт-петербургской) психологической школы.

Теоретическая модель “Большая пятерка” описывает человека как целостную систему, а ее шкалы соответствуют по своему описанию подструктурам системы “Человек”: личности, субъекту деятельности и индивидуальности, чем обеспечивается ее популярность. Личностным фактором эффективной трудовой деятельности выступает при этом преимущественно шкала “сознательность”, а личностным фактором эффективной учебы и освоения новой информации выступает шкала “открытость к опыту”. Также было найдено логически верное соотношение понятий “Большая двойка” по Айзенку и ”Большая пятерка”.

Системный подход позволил понять “Большую пятерку” как отражение системной природы психики человека, он представляется продуктивной методологической основой преподавания организационной психологии в университете.

Ключевые слова: модель личности «Большая пятерка», системный подход, эффективность трудовой деятельности.

Жүктелулер

Как цитировать

Хон, Н. Н., Рогалева, Л. Н., Ким, А. М., Айдосова, Ж. К., & Алдабергенов, Н. А. (2020). Личностная модель «большая пятерка», системный подход и эффективность трудовой деятельности. ҚазҰУ Хабаршысы. Психология және әлеуметтану сериясы, 72(1), 85–93. https://doi.org/10.26577/JPsS.2020.v72.i1.08