Личностная модель «большая пятерка», системный подход и эффективность трудовой деятельности
DOI:
https://doi.org/10.26577/JPsS.2020.v72.i1.08Аннотация
Проблема личностных факторов, обеспечивающих эффективность трудовой деятельности, актуальна в современной организационной психологии. В качестве наиболее востребованной модели личности выступает «Большая пятерка». Несмотря на неоднозначность интерпретации названий отдельных шкал, она продолжает оставаться наиболее популярной.
Цель данной статьи – обосновать преимущества использования модели личности «Большая пятерка» на основе системного подхода.
Научное значение применения системного подхода определяется необходимостью прояснения методологического аппарата казахстанской психологии как в сфере научного исследования, так и в организации университетского образования. В качестве методологии исследования выступает системный подход В.А.Ганзена, разработанный в рамках ленинградской (санкт-петербургской) психологической школы.
Теоретическая модель “Большая пятерка” описывает человека как целостную систему, а ее шкалы соответствуют по своему описанию подструктурам системы “Человек”: личности, субъекту деятельности и индивидуальности, чем обеспечивается ее популярность. Личностным фактором эффективной трудовой деятельности выступает при этом преимущественно шкала “сознательность”, а личностным фактором эффективной учебы и освоения новой информации выступает шкала “открытость к опыту”. Также было найдено логически верное соотношение понятий “Большая двойка” по Айзенку и ”Большая пятерка”.
Системный подход позволил понять “Большую пятерку” как отражение системной природы психики человека, он представляется продуктивной методологической основой преподавания организационной психологии в университете.
Ключевые слова: модель личности «Большая пятерка», системный подход, эффективность трудовой деятельности.