Психогенетические и психофизиологические маркеры когнитивных способностей
DOI:
https://doi.org/10.26577/JPsS.2019.v69.i2.05Аннотация
Данная статья посвящена актуальной проблеме интегративного подхода в изучении когнитивных способностей с применением психогенетических, психофизиологических и психометрических методов. Рассмотрены современные исследования генетических маркеров когнитивных способностей. Отмечены наиболее значимые достижения в области появившегося недавно нового направления психогенетики. А также указаны научные исследования нейрофизиологических основ способностей в рамках когнитивной нейронауки. Рассмотрены результаты современных исследований когнитивных способностей, проведённые с использованием методов когнитивной нейронауки. Рассмотрены результаты последних психогенетических исследований когнитивных способностей, ограниченность предсказательной силы этого метода исследования, сложности и системные недостатки установления генетических маркеров когнитивных способностей. Обоснован вывод о перспективности использования трёхкомпонентной «системы внимания» и исследований экзекутивного контроля М. Познера. Выявлены возможности электроэнццефалографии (ЭЭГ) в сочетании с тестами теста Attention Network Task по оценке когнитивных способностей.
Обоснована необходимость объединения вышеперечисленных методов для решения вопросов ранней диагностики когнитивных способностей. Указана необходимость дальнейшего детального изучения данной проблемы на основе интегративного комплексного подхода. Обоснована идея сочетания психогенетических исследований, методов ЭЭГ в сочетании с тестами Attentional Network Task по оценке экзекутивного контроля для установления маркеров когнитивных способностей. По мнению автора такой подход позволит разработать систему научно-обоснованных критериев эффективности программ развития человеческого капитала.
Ключевые слова: маркеры когнитивных способностей, экзекутивный контроль, психогенетика, электроэнццефалография