Проблема эмоционального выгорания учителя как базовая составляющая сохранения психологического здоровья педагогических работников. Мұғалімдердің эмоциялық жанып кетуінің ерте психодиагностикасы мәселесі пед.қ қызмет-дің псих-лық ден.ғын сақтаудың негізі

Авторлар

  • K. B. Smatova Таразский государственный педагогический институт, Республика Казахстан, г. Тараз
  • S. K. Berdibayeva Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Республика Казахстан, г. Алматы
  • A. I. Garber Лейпцигcкий Университет, Германия, г. Лейпциг
  • K. Zh. Buzaubakova Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, Республика Казахстан, г. Астана
  • S. K. Berdibayev Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, Республика Казахстан, г. Астана
  • A. D. Boltayev Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, Республика Казахстан, г. Астана
        56 24

Кілттік сөздер:

выгорания, эмоциональная выгорания, педаго­ гическая профессия, психодиагностики эмоционального выгорания. жанып кету, эмоциялық жанып кету, педагогика­ лық мамандық, эмоциялық жанып кету психодиагностикасы

Аннотация

В статье рассматривается проблема ранней психодиагностики эмоционального выгорания учителя как базовая составляющая сох­ранения психологического здоровья педагогических работников. На­ми были проанализирован различный психодиагностический матери­ал по выявлению эмоционального выгорания, в ходе которого была выбран немецкий опросник Arbeitsbezogenes Veerrhhaalltteennss­ und EErrlleebbeennss­ muster­AVEM, который был разработан У. Шааршмидтом и А. Фи­шером в Институте психологии Потсдамского университета, кото­рый является многофакторным диагностическим инструментарием, позволяющим определить типы поведения человека в ситуациях профессиональных требований и на данный момент мало известен в профессиональном сообществе психологов Республики Казахстан. Мақалада мұғалімдердің эмоциялық жануының ерте психодиагнос­ тикасы мәселесі педагогикалық қызметкерлердің психологиялық ден­ саулығын сақтаудың негізі ретінде қарастырылады. Көптеген зерттеулер көрсеткендей, педагогикалық мамандық ең үлкен дәрежемен «жанып ке­ту» әсеріне көп түседі екен. Эмоциялық жанып кету тақырыбының өзек­тілігі мұғалім мамандығы әлеуметтік маңыздылықпен сипатталғандық­ тан қоғам тарапынан педагогтың тұлғасына деген талаптардың өсуімен шарттанып отыр. Бірге қайғыра алуға (эмпатия) қабілеттілік мұғалімнің ең маңызды сапаларының бірі, алайда кәсіби іс­әрекеттегі эмоцияның прак­тикалық рөлі жалпы алғанда қайшылықты бағаланады. Келесі фактіні айтуға болады, мұғалімдерді мүмкін деген эмоциялық жүктемеге дайын­ дамайды, педагог мамандығындағы эмоциялық қиындықтарды жеңуге қажетті жеке бастық сапаларды, білімдерді, ептіліктерді мақсатты бағыт­ та қалыптастырмайды. Негізінен жанып кету өзінің дамуының басында ерекше қауіпті болады, себебі «жанып кететін» мұғалім оның симптом­ дарын байқамайды, осы кездегі өзгерістерді сырттан тез көруге болады.

Библиографиялық сілтемелер

1.Ларенцова Л.И. Изучение синдрома эмоционального выгорания у врачей-стаматологов // Клиническая стоматология, 2003, №4, С.82-86.
2. Ларенцова Л.И., Максимовский Ю.М., Соколова Ю.Д. Синдром «эмоционального выгорания» (burnout) у врачей стоматологов // Новая стоматология, 2002, № 2, С.97-99.
3. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал, 2001, Т.22, № 1, С.90-101.
4. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование // Телефон Доверия / авторы–составители: Федотова О.Ю., Суховерхова З.И. М.: Государственный Комитет РФ по молодежной политике, Институт молодежи «Демократия и развитие», 1999. С.133-138.
5. Antonovsky, A. (1979). Health, stress and coping. San Francisco, CA: Jossey-Bass.
6. Antonovsky, A. (1987). Unraveling the mystery of health. How people manage stress andstay well. San Francisco, CA: Jossey-Bass.
7. Arold, H. & Schaarschmidt, U. (1998). Interventionsmöglichkeiten bei Risikotypen. In T.Roginska, W. Gaida& U. Schaarschmidt (Hrsg.). Psychische Gesundheit im Lehrerberuf[Zdrowiepsychiczne w zawodzienauczycielskim]. S.55-60. Universitat Potsdam.
8. Asendorpf, J. B. (1992). Beyond stability: Predicting inter-individual differences in
9. Bandura, A. (1977). Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavioral change.
10. Becker, P. (1986). Theoretischer Rahmen. In P. Becker & B. Minsel (Hrsg.). Psychologie derseelischen Gesundheit. Bd. 2: Persönlichkeitspsychologische Grundlagen. Bedingungsanalysenund Forderungsmöglichkeiten. Göttingen: Hogrefe.
11. Ducki, A. & Greiner, B. (1992). Gesundheit als Entwicklung von Handlungsf�higkeit – Ein”arbeitspsychologischer Baustein” zu einem allgemeinen Gesundheitsmodell. Zeitschriftfür Arbeits- und Organisationspsychologie, 194, S. 355 -
12. Freudenberger, H. J. (1974). Staff burn-out. Journal of Social Issues, 30, p. 159-165.
13. Friedman, M. &Rosenman, R. H. (1974). Type A behavior and your heart. New York:Knopf.
14. Hacker, W., Reinhold, S., Damm, A., Wollenberger, E. (1995). Beanspruchungsscreening beiHumandienstleistun-gen (BHD-System). Forschungsberichte Bd. 27. Dresden: TechnischeUniversit�t.
15. Intraindividual change. European Journal of Personality, 6, p. 103-117.
16. Lazarus, R. S. &Folkman, S. (1987). Transactional theory and research on emotions andcoping. European Journal of Personality, 1, p. 141-169.
17. Maslach, C. (1982). Understanding burnout: Definitional issues in analyzing a complexphenomenon. In W. S. Paine (Ed.). Job, Stress and Burnout. Beverly Hills: Sage.
18. Maslach, C., Jackson, S.E. (1986). Maslach Burnout Inventory (MBI). Manual. Palo Alto:Consulting Psychologists Press.
19. Mayr, J. (1994). Lehrer/in werden. Innsbruck: Österreichischer Studien Verlag.
20. Nieskens, B. &Sieland, B. (1999). Qualit�tssicherung in der Lehrerausbildung. In Bericht über die Bundeskonfer- enz für Schulpsychologie in Halle 1998. im Druck.
21. Oelkers, M. (1998). Die Analyse physiologischer Parameter in Stresssituationen bei denAVEM-Typen. In T. Rogin- ska, W. Gaida& U. Schaarschmidt (Hrsg.). PsychischeGesundheit im Lehrerberuf. [Zdrowiepsychiczne w zawodzienauczy- cielskim]. S.39-54.Universit�t Potsdam.
22. Psychological Review, 84. p. 191-215.
23. Richter, P., Rudolf, M., Schmidt, C.F. (1995). FABA – Fragebogen zur Analysebelastungsrelevanter Anforderungs- bew�ltigung (Methodensammlung Bd. 4). Dresden:Technische Universit�t.
24. Richter, P., Schmidt, C.F. (1988). Arbeitsanforderungen und Beanspruchungsbew�ltigung beiHerzinfarkt-Patienten
– ein t�tigkeitspsychologischer Diagnostikansatz. In H. Schroder, J.Guthke (Hrsg.). Fortschritte der klinischen Persönlich- keitspsychologie und klinischenPsychodiagnostik. S. 96-107. Leipzig: Johann Ambrosius Barth.
25. Schaarschmidt, U. & Fischer, A. (1998). Diagnostik interindividueller Unterschiede in derpsychischen Gesundheit von Lehrerinnen und Lehrern zum Zwecke einer differentiellenGesundheitsforderung. In E. Bamberg, A. Ducki& A.-M. Metz (Hrsg.). HandbuchBetriebliche Gesundheitsforderung. S.375-394. Göttingen: Verlag für AngewandtePsychologie.
26. Schaarschmidt, U. & Fischer, A. W. (1996). AVEM - Arbeitsbezogenes Verhaltens- undErlebensmuster. Frankfurt/M.: Swets&Zeitlinger. Computerversion im Rahmen desWiener Testsystems, Wien/Modling: SchuhfriedGes.m.b.H.
27. Schaarschmidt, U. & Fischer, A. W. (1997). AVEM - ein diagnostisches Instrument zurDifferenzierung von Typen gesundheitsrelevanten Verhaltens und Erlebens gegenüber derArbeit. Zeitschrift für Differentielle und Diagnostische Psy- chologie, 18 (3), S. 151 – 163.
28. Schaarschmidt, U. & Fischer, A. W. (1999). IPS – Inventar zur Persönlichkeitsdiagnostik inSituationen. Frankfurt/M.: Swets&Zeitlinger. Computerversion im Rahmen des WienerTestsystems, Wien/Modling: SchuhfriedGes.m.b.H.
29. Schaarschmidt, U. & Fischer, A. W. (2000). Bew�ltigungsmuster im Beruf. Göttingen: Vandenhoeck& Ruprecht.
30 . Scheier, M.F., Carrver, C.S. (1992). Effects of optimism on psychological and physicalwellbeing: Theoretical over-
view and empirical update. CognitiveTherapyand Research,16, 210-228.
31. Scheuch, K., Vogel, H. & Haufe, E. (1995). Entwicklung der Gesundheit von Lehrern undErziehern in Ostdeutsch- land. Ausgew�hlte Ergebnisse der Dresdner Lehrerstudien 1985-1994. Dresden: Technische Universit�t.
32. Schwarzer, R. (1990). Gesundheitspsychologie: Einführung in das Thema. In R. Schwarzer(Hrsg.). Gesundheitspsy- chologie – Ein Lehrbuch. S. 3-20. Göttingen: Hogrefe.
33. Schwarzer, R., Leppin, A. (1989). Sozialer Rückhalt und Gesundheit. Göttingen: Hogrefe.
34. Siegrist, J. (1991). Contributions of sociology to the prediction of heart disease and theirimplications for public health. European Journal of Public Health, 1, 10-21.
35. Siegrist, J., Matschinger, H. (1988). Distress-Karriere und koronares Risiko. In B.F. Klapp, B.Dahme (Hrsg.). Jah- rbuch der medizinischen Psychologie. 1, S. 87-99. Berlin: Springer.
36. Sieland, B. (1998). Wollen Sie Lehrerin oder Lehrer an Grund- und Hauptschulen werden?Orientierungshilfe für Abiturientinnen und Abiturienten. Internes Arbeitsmaterial derUniversit�t Lüneburg.
37. Udris, I. (1990). Organisationale und personale Ressourcen der Salutogenese– Gesundbleiben trotz oder wegen Belastung? Zeitschrift für die gesamte Hygiene, 36, 453-455.
38. Udris, I., Rimann, M. &Thalmann, K. (1994). Gesundheit erhalten, Gesundheit herstellen. InB. Bergmann & P. Richter (Hrsg.). Die Handlungsregulationstheorie - von der Praxis einerTheorie(S. 198 – 215). Göttingen: Hogrefe.
39. Walschburger, P. (1990). Biopsychologische Aspekte der Gesundheit.In R. Schwarzer(Hrsg.). Gesundheitspsychol- ogie. S. 25-34. Göttingen: Hogrefe.


1. Larentsova L.I. The study of emotional burnout amongdoctors-dentists // Clinical Dentistry, 2003, №4, pages 82-86.
2. Larentsova L.I., Maksimovskiy Y.M, Sokolova Y.D. The syndrome of «emotional burnout» amongdentists // New- dentistry. – 2002. – № 2. – Р. 97-99.
3. Orel V.E. The phenomenon of “burnout” in foreign psychology: empirical studiesand prospects // Psychological Journal. – 2001. – T.22, number 1. – Р. 90-101.
4. Mohovikov A.N. Telephone counseling // Helpline/the compilers: O. Fedotova, Sukhoverkhova Z.I. – M.: State Committeeon Youth Policy of the Russian Federation, Institute of Youth “Democracyand Development”, 1999.
– P.133-138.
5. Antonovsky, A. Health, stress and coping. – San Francisco, CA: Jossey-Bass, 1979.
6. Antonovsky, A. Unraveling the mystery of health. How people manage stress andstay well. San Francisco, CA: Jossey-Bass, 1987.
7. Arold, H. & Schaarschmidt, U. Interventionsmöglichkeiten bei Risikotypen. In T.Roginska, W. Gaida& U. Schaar--
schmidt (Hrsg.). Psychische Gesundheit im Lehrerberuf[Zdrowiepsychiczne w zawodzienauczycielskim]. – S.55-60. UUnnii-- versitat Potsdam, 1998
8. Asendorpf, J. B. Beyond stability: Predicting inter-individual differences in, 1992
9. Bandura, A. Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavioral change, 1977.
10. Becker, P. Theoretischer Rahmen. In P. Becker & B. Minsel (Hrsg.). Psychologie derseelischen Gesundheit. Bd. 2: Persönlichkeitspsychologische Grundlagen. Bedingungsanalysenund Forderungsmöglichkeiten. Göttingen: Hogrefe, 1986.
11. Ducki, A. & Greiner, B. Gesundheit als Entwicklung von Handlungsf�higkeit – Ein”arbeitspsychologischer BBaauu--
stein” zu einem allgemeinen Gesundheitsmodell. Zeitschriftfür Arbeits- und Organisationspsychologie, 194, S. 355 – 364, 1992
12. Freudenberger, H. J. Staff burn-out. Journal of Social Issues, 30, p. 159-165, 1974.
13. Friedman, M. &Rosenman, R.H. Type A behavior and your heart. New York:Knopf, 1974.
14. Hacker, W., Reinhold, S., Damm, A., Wollenberger, E. (). Beanspruchungsscreening beiHumandienstleistungen (BHD-System). Forschungsberichte Bd. 27. Dresden: TechnischeUniversit�t, 1995.
15. Intraindividual change. European Journal of Personality, 6, p. 103-117.
16. Lazarus, R.S. &Folkman, S. Transactional theory and research on emotions andcoping. European Journal of Person- ality, 1, p. 141-169, 1987
17. Maslach, C. Understanding burnout: Definitional issues in analyzing a complexphenomenon. In W. S. Paine (Ed.).
Job, Stress and Burnout. Beverly Hills: Sage, 1982.
18. Maslach, C., Jackson, S.E. Maslach Burnout Inventory (MBI). Manual. Palo Alto:Consulting Psychologists Press, 1986,
19. Mayr, J. Lehrer/in werden. Innsbruck: Österreichischer Studien Verlag, 1994.
20. Nieskens, B. &Sieland, B. Qualit�tssicherung in der Lehrerausbildung. In Bericht über die Bundeskonferenz für Schulpsychologie in Halle 1998. im Druck, 1999.
21. Oelkers, M. Die Analyse physiologischer Parameter in Stresssituationen bei denAVEM-Typen. In T. Roginska, W. Gaida& U. Schaarschmidt (Hrsg.). PsychischeGesundheit im Lehrerberuf. [Zdrowiepsychiczne w zawodzienauczyciels- kim]. S.39-54.Universit�t Potsdam, 1998.
22. Psychological Review, 84. p. 191-215.
23. Richter, P., Rudolf, M., Schmidt, C.F. FABA – Fragebogen zur Analysebelastungsrelevanter Anforderungsbew�llttii-- gung (Methodensammlung Bd. 4). Dresden:Technische Universit�t, 1995.
24. Richter, P., Schmidt, C.F. Arbeitsanforderungen und Beanspruchungsbew�ltigung beiHerzinfarkt-Patienten – ein t�tigkeitspsychologischer Diagnostikansatz. In H. Schroder, J.Guthke (Hrsg.). Fortschritte der klinischen Persönlichkeits- psychologie und klinischenPsychodiagnostik. S. 96-107. Leipzig: Johann Ambrosius Barth, 1988.
25. Schaarschmidt, U. & Fischer, A. Diagnostik interindividueller Unterschiede in derpsychischen Gesundheit von Lehrerinnen und Lehrern zum Zwecke einer differentiellenGesundheitsforderung. In E. Bamberg, A. Ducki& A.-M. Metz (Hrsg.). HandbuchBetriebliche Gesundheitsforderung. S.375-394. Göttingen: Verlag für AngewandtePsycholo- gie, 1998
26. Schaarschmidt, U. & Fischer, A. W. AVEM - Arbeitsbezogenes Verhaltens- undErlebensmuster. Frankfurt/ M.: Swets&Zeitlinger. Computerversion im Rahmen desWiener Testsystems, Wien/Modling: SchuhfriedGes. m.b.H, 1996
27. Schaarschmidt, U. & Fischer, A. W. AVEM - ein diagnostisches Instrument zurDifferenzierung von Typen gggeesssuunnndd--- heitsrelevanten Verhaltens und Erlebens gegenüber derArbeit. Zeitschrift für Differentielle und Diagnostische Psychologie, 18 (3), S. 151 – 163, 1997.
28. Schaarschmidt, U. & Fischer, A. W. IPS – Inventar zur Persönlichkeitsdiagnostik inSituationen. Frankfurt/M.: Swets&Zeitlinger. Computerversion im Rahmen des WienerTestsystems, Wien/Modling: SchuhfriedGes.m.b.H, 1999.
29. Schaarschmidt, U. & Fischer, A. W. Bew�ltigungsmuster im Beruf. Göttingen: Vandenhoeck& Ruprecht, 2000.
30. Scheier, M.F., Carrver, C.S. Effects of optimism on psychological and physicalwellbeing: Theoretical overview and empirical update. CognitiveTherapyand Research,16, 210-22, 1992.
31. Scheuch, K., Vogel, H. & Haufe, E. Entwicklung der Gesundheit von Lehrern undErziehern in Ostdeutschland.
Ausgew�hlte Ergebnisse der Dresdner Lehrerstudien 1985-1994. Dresden: Technische Universit�t, 1995.
32. Schwarzer, R. Gesundheitspsychologie: Einführung in das Thema. In R. Schwarzer(Hrsg.). Gesundheitspsychologie
– Ein Lehrbuch. S. 3-20. Göttingen: Hogrefe, 1990.
33. Schwarzer, R., Leppin, A. Sozialer Rückhalt und Gesundheit. Göttingen: Hogrefe, 1989.
34. Siegrist, J. Contributions of sociology to the prediction of heart disease and theirimplications for public health.
European Journal of Public Health, 1, 10-21, 1991.

35. Siegrist, J., Matschinger, H. Distress-Karriere und koronares Risiko. In B.F. Klapp, B.Dahme (Hrsg.). Jahrbuch der medizinischen Psychologie. 1, S. 87-99. Berlin: Springer, 1988.
36. Sieland, B. Wollen Sie Lehrerin oder Lehrer an Grund- und Hauptschulen werden?Orientierungshilfe für AAAbbiiittuuurriiieenn-- tinnen und Abiturienten. Internes Arbeitsmaterial derUniversit�t Lüneburg, 1998.
37. Udris, I. Organisationale und personale Ressourcen der Salutogenese– Gesundbleiben trotz oder wegen Belastung?
Zeitschrift für die gesamte Hygiene, 36, 453-455, 1990.
38. Udris, I., Rimann, M. &Thalmann, K. Gesundheit erhalten, Gesundheit herstellen. InB. Bergmann & P. Richter (Hrsg.). Die Handlungsregulationstheorie - von der Praxis einerTheorie(S. 198 – 215). Göttingen: Hogrefe, 1994.
39. Walschburger, P. Biopsychologische Aspekte der Gesundheit.In R. Schwarzer(Hrsg.). Gesundheitspsychologie. S.
25-34. Göttingen: Hogrefe, 1990.

Жүктелулер

Как цитировать

Smatova, K. B., Berdibayeva, S. K., Garber, A. I., Buzaubakova, K. Z., Berdibayev, S. K., & Boltayev, A. D. (2015). Проблема эмоционального выгорания учителя как базовая составляющая сохранения психологического здоровья педагогических работников. Мұғалімдердің эмоциялық жанып кетуінің ерте психодиагностикасы мәселесі пед.қ қызмет-дің псих-лық ден.ғын сақтаудың негізі. ҚазҰУ Хабаршысы. Психология және әлеуметтану сериясы, 55(4). вилучено із https://bulletin-psysoc.kaznu.kz/index.php/1-psy/article/view/293

Шығарылым

Бөлім

Статьи зарубежных коллег