Феномен языковой компетентности в этнопсихологических исследованиях. Тілдік құзыреттілігі этнопсихологиялық зерттеулерде.

Authors

  • B. K. Zhumagalieva Caspian State University of Technologies and Engineering named after Sh.Yessenov, Kazakhstan, Aktau
  • S. A. Agaeva Caspian State University of Technologies and Engineering named after Sh.Yessenov, Kazakhstan, Aktau

Keywords:

Языковая компетентность, коммуникативная компетентность, этнопсихология, социальная идентичность, язык, тілдік құзыреттілік, коммуникативті құзыреттілік, Этнопсихология, әлеуметтік бірдейлік, тіл.

Abstract

На основе анализа теоретической литературы рассмотрены поня­тия компетентности, коммуникативной и языковой компетентности. Определены отличительные черты понятий компетентности и компе­тенции. Их структура и взаимообусловленность с этническими факто­рами рассмотрена с психологической точки зрения. В статье приведен анализ работ по проблеме компетентности. Так, выделены три ста­дии изучения компетентности на основе литературы отечественных и зарубежных исследователей. В центре исследования – такие виды компетентности, как коммуникативная и языковая. Причем языковая компетентность представлена как подвид коммуникативной. Языко­вая компетентность рассматривается как процесс и результат познава­тельной активности. Более того, она определена с точки зрения теории социальной идентичности. Также определены языковые функции и рече­вое сознание с целью понимания сути языковой компетентности. Теориялық әдебиеттерді талдау негізінде құзыреттілік ұғымы қарастырылған. Құзыреттілік пен құзыреттік түсініктерінің айрықша бел­гілері анықталды. Олардың құрылымы мен этникалық факторлармен өзара қатынасы психологиялық көзқарас жағынан қарастырылды. Мақалада құзыреттілік мәселесі аймағындағы жұмыстар сараптамасы көрсетіліп отыр. Сөйтіп, отандық және шетелдік зерттеушілердің еңбектерінің негізінде құзыреттілікті зерттеуінің үш кезеңі бөлініп шығарылды. Зерттеудің негізі ретінде құзыреттіліктің коммуникативтік және тілдік түрлері қарастырылып отыр. Соның ішінде тілдік құ­зыреттілік коммуникативтік құзыреттіліктің түрі ретінде айқындалып отыр.

References

1. The Oxford Advanced Learner’s Dictionary. – Oxford, 2010. – 1796p.
2. Hymes, D.H. «On communicative competence». – Oregon, 1972. – 10p.
3. Raven J. «Competence in modern society». – Edinburg, 1984. – 8p.
4. McClelland, D. «Testing for Competence Rather Than for «Intelligence». – Missouri, 1973. – 7p.
5. Petrovskaya, L.A. «Competence in communication», M., 2001. – 187p.
6. Mitina, L.M. «Forming of the professional competence of a specialist in educational organisation». – M., 2010. – 7p.
7. Tatur Y.G. «Competency-based approach in the describing the results and design of higher education standards». – M.,
2014. – 16p.
8. Kuzmina, N.V. «Forming of the pedagogical abilities». – M., 1961. – 9p.
9. Rudensky, Y.V. «Social Psychology. Lectures». – M., 1998. – 215p.
10. Kunitsyna, V.N. «Interpersonal communication». – St.P., 2011. – 514p.
11. Gorobets, T.N. «A word as a signal of symbols», – M., 2014. – 3p.
12. Tajfel, H., Turner, J. «Social identity theory». – Monterey, 1986. – 10p.
13. Arutyunyan, Y.V. «Ethnosociology». – M., 1998. – 287p.
14. The Law of the Republic of Kazakhstan on Languages, Almaty, 1997. – 3p.

Downloads

Published

2015-11-30