ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБ- НОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ: ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА

Авторлар

  • G. S. Abdiraiymova Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Республика Казахстан, г. Алматы
  • G. A. Kenzhakimova Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Республика Казахстан, г. Алматы
  • S. S. Serikzhanova Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Республика Казахстан, г. Алматы
  • D. K. Burhanova Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Республика Казахстан, г. Алматы
        45 23

Кілттік сөздер:

выпускник вуза, высшее образование, конку­ рентоспособность, профессиональная подготовка, рынок труда. жоғары оқу орнының түлегі, жоғары оқу, бәсекеге қабілеттілік, кәсіби даярлау, еңбек нарығы.

Аннотация

В статье представлены основные результаты исследования, направ­ленного на выявление мнений и оценки экспертами­ преподавателями высших учебных заведений конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда. В статье описана общая характеристика проявления кон­курентоспособности выпускника казахстанского вуза на рынке труда в представлении преподавателей высших учебных заведений страны. Интерпретированы некоторые результаты оценки преподавателями вузов степени влияния университета на повышение уровня конкурентоспособ­ности выпускников вузов. Проанализирована роль агентов и институтов в формировании конкурентоспособных качеств молодого специалиста. Практические навыки и теоретические знания в профессиональной сфе­ре определены как наиболее приоритетные для конкурентоспособности выпускника вуза. Умения и навыки, связанные со знанием дела превосхо­дят по значимости параметры, которые характеризуют личностный по­тенциал, в частности чувство юмора, способность иметь благоприятный внешний облик, здравый смысл, честность и прямота. Мақалада жоғары оқу орындары түлектерінің еңбек нарығындағы бәсекеге қабілеттілігі мәселесіне қатысты оқытушы­сарапшылардың пікір­лері мен бағасын анықтауға бағытталған зерттеу нәтижелері ұсынылған. Жастарды аймақтық ерекшеліктер мен мәселелік тұстарды бейнелей­тін, жаһандық ықпалға бейім келетін қазіргі заманғы еңбек нарығында­ ғы әлсіз әлеуметтік категория ретінде қарастыру жиі құбылысқа айнал­ ды. Жастардың неғұрлым белсенді, икемді және екпінді еңбек ресурсы екендігі туралы қалыптасқан түсінікке қарамастан тәжірибесі мен қызмет өтілі жоқ мамандарға деген қатынас екіжақты сипатқа ие. Осы тұрғыда білім сапасы, оның білім мен құзіреттердің жоғары деңгейге бағытталуы жастардың еңбек нарығындағы бәсекеге қабілеттілігін арттырудың ше­ шуші факторы болып табылады. Мақалада елдің жоғары оқу орында­ рының оқытушыларының түсінігінде жоғары оқу орындары түлектерінің еңбек нарығындағы бәсекеге қабілеттілігінің көрініс табылуының жалпы сипаттамасы берілген. Сарапшы­оқытушылардың оқу орнынының жоға­ры оқу орындары түлектерінің еңбек нарығындағы бәсекеге қабілеттілі­гін жоғарылатуға әсер ету деңгейін бағалауы бойынша кейбір нәтижеле­рі түсіндірілген. Жас маманның бойында бәсекеге қабілетті қасиеттерін қалыптастырудағы агенттер мен институттардың рөліне талдау жасалған. Кәсіби ортадағы тәжірибелік дағдылар мен теориялық білім жоғары оқу орындары түлектерінің бәсекеге қабілеттелігі үшін басым жадай ретінде анықталған. Іскерлікпен байланысты икемділік пен дағды маңыздылығы бойынша тұлғалық әлеуетті сипаттайтын белгілерден басым түседі.

Библиографиялық сілтемелер

1 Сальникова Л.Ю. Концепция управления конкурентоспособностью выпускников вузов на рынке труда // Фундамен- тальные исследования. – М.: Изд-во РАЕ, 2011. – №12. – С. 805-808.
2 Кара А.Н. Организационно-экономический механизм управления конкурентоспособностью рабочей силы на рынке труда региона: монография. – М.: ООО «Издательство Спутник +», 2011. – 229 с.
3 низова Л., Соловьева И. Рынок труда и рынок образовательных услуг // Человек и труд. – 2008. – №12. – С. 15-17.
4 Добреньков В.И., Нечаев В.Я. Общество и образование. – М.: Инфра-М, 2003. – 379 с.
5 Шаповалов В.И. Система профессионального самоопределения и социально-ориентированные технологии форми- рования конкурентоспособной личности. – Сочи: РИО СГУТиКД, 2003. – 260 с.
6 Ярошенко С.Н. Конкурентоспособность выпускников вуза и противоречия ее формирования // Вестник Челябинс- кого государственного педагогического университета. –2012. – №2. – С. 180 – 189.

1 Sal’nikova L.Ju. Koncepcija upravlenija konkurentosposobnost’ju vypusknikov vuzov na rynke truda // Fundamental’nye issledovanija. – M.: Izd-vo RAE, 2011. – №12. – S. 805-808.
2 Kara A.N. Organizacionno-jekonomicheskij mehanizm upravlenija konkurentosposobnost’ju rabochej sily na rynke truda regiona: monografija. – M.: OOO «Izdatel’stvo Sputnik +», 2011. – 229 s.
3 Nizova L., Solov’eva I. Rynok truda i rynok obrazovatel’nyh uslug // Chelovek i trud. – 2008. – №12. – S. 15-17.
4 Dobren’kov V.I., Nechaev V.Ja. Obshhestvo i obrazovanie. – M.: Infra-M, 2003. – 379 s.
5 Shapovalov V.I. Sistema professional’nogo samoopredelenija i social’no-orientirovannye tehnologii formirovanija konkurentosposobnoj lichnosti. – Sochi: RIO SGUTiKD, 2003. – 260 s.
6 Jaroshenko S.N. Konkurentosposobnost’ vypusknikov vuza i protivorechija ee formirovanija // Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. –2012. – №2. – S. 180 – 189.

Жүктелулер

Как цитировать

Abdiraiymova, G. S., Kenzhakimova, G. A., Serikzhanova, S. S., & Burhanova, D. K. (2015). ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБ- НОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ: ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА. ҚазҰУ Хабаршысы. Психология және әлеуметтану сериясы, 55(4). вилучено із https://bulletin-psysoc.kaznu.kz/index.php/1-psy/article/view/252