Стратегии трудоустройства выпускников на рынке труда (по материалам анкетирования КГУ им. Коркыт Ата, Казахстан)

Аннотация

Социально-экономические и социокультурные изменения в обществе приводят к значительным изменениям в социальной структуре общества, в институте образования. Все это требует серьезного изучения с целью прогнозирования развития социальных процессов в будущем и определения эффективных инструментов их регулирования на уровне общества и регионального общества. Трудоустройство выпускников вузов, в основном, приобретает черты нового социального процесса после отказа от обязательного трудоустройства. Признанный социальный факт привел к появлению новых статусов (например, смешанных), где часто встречаются выпускники вузов, безработные или не работающие по полученной специальности. интерес многих социологов к данной проблеме связан с изменениями в работе социальных институтов, в том числе института образования, являющегося важной составляющей высшего образования. Цель исследования: определение стратегии трудоустройства выпускников казахстанских вузов в контексте региональной специфики. Данное исследование по данному вопросу основано на важности таких понятий, как противоречия между квалификационными программами, методиками обучения, компетенциями выпускников и требованиями работодателей к этим компетенциям и квалифика- циям; несоответствие изучаемой теории и практики; определение и обоснование основных стра- тегий трудоустройства выпускников вузов. Для достижения цели исследователи использовали описательный анализ данных и количественный подход в качестве основного средства сбора данных исследования. Исследование было проведено на выборке 130 руководителей органи- заций. На основе сравнительного анализа были выявлены и проанализированы вышеуказанные проблемы и недостатки в профессиональной подготовке выпускников казахстанских вузов. В ходе исследования авторы выделили среди выпускников рыночные, патерналистские и традиционные стратегии в соответствии со спецификой рынка труда. Научные результаты, полученные на основе проведенного теоретического и эмпирического исследования, могут быть использованы учеными, изучающими проблемы занятости и безработицы, стратегии трудоустройства выпускников, организациями, занимающимися трудоустройством молодежи, центрами карьеры в высших учебных заведениях, центрами занятости на государственном и региональном уровнях.
Ключевые слова: выпускники вузов, работодатели, трудовые стратегии, регулирование рынка труда, качество образования.
 
Как цитировать
SYZDYKOVA, M. B.; BIMAKHANOV, T. D.. Стратегии трудоустройства выпускников на рынке труда (по материалам анкетирования КГУ им. Коркыт Ата, Казахстан). Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии, [S.l.], v. 81, n. 2, p. 240-249, july 2022. ISSN 2617-7552. Доступно на: <https://bulletin-psysoc.kaznu.kz/index.php/1-psy/article/view/1547>. Дата доступа: 16 aug. 2022 doi: https://doi.org/10.26577/JPsS.2022.v81.i2.023.