К проблеме выявления условий актуализации знаний и умений
Аннотация
Исследование посвящено одной из значимых и недостаточно разработанных проблем педагогической психологии – проблеме адекватного и своевременного применения знаний и умений. Важность рассмотрения данной проблемы связана с тем, что необходимо исследовать не только условия процесса усвоения, который предполагает интериоризацию знаний и умений, но также и условия их успешного функционирования, то есть актуализации этих знаний и умений. Данная проблема значима, в частности, в системе профессионального образования: необходимо не только овладеть профессией, но и быть в состоянии успешно реализовать полученные знания и умения. Автор использует деятельностный подход к усвоению социального опыта как один из методологических принципов науки, предполагающий анализ учения с использованием понятий, относящихся к деятельности. В исследованиях классиков педагогической психологии П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис, В.В. Давыдова и других авторов, выполненных в русле деятельностного подхода, проблема выявления условий успешной актуализации знаний и умений не стала объектом специального рассмотрения. Автором проведена теоретическая и экспериментальная работа по исследованию психологических механизмов актуализации знаний и умений, глубокое понимание которых необходимо для рациональной, эффективной организации процесса обучения. Теоретический анализ психолого-педагогических механизмов усвоения социального опыта и его последующей актуализации приводит исследователя к необходимости уточнения ряда терминов категориально- понятийного аппарата современной психологической науки. Полученные результаты являются вкладом в решение проблемы научно обоснованного обучения с получением знаний и умений, которые могут затем быть успешно использованы в соответствующей деятельности и позволяют разработать рекомендации для построения программ обучения.
Ключевые слова: актуализация, актуализируемость, интериоризация, усвоение, эксте- риоризация.