ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛУБНОЙ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ШКОЛЕ

Authors

  • N. S. Ahtaeva
  • Sh. S. Batkalova

Abstract

Как известно, существуют два подхода к современному воспитанию: односторонний и
комплексный. Односторонний подход, в котором проявляется неполнота и дробность воспитательного процесса, можно назвать педагогикой трансляции и усвоения: дело воспитателей – учить воспитанников; дело воспитанников – учиться у воспитателей. Комплексный подход характеризуется особым характером взаимодействия воспитателей и воспитанников: воспитатели вместе с воспитанниками и во главе их творчески решают общие жизненно-практические и учебно-воспитательные задачи по улучшению своей и окружающей жизни на радость друг другу и отношение к свому здоровью. С помощью этого теста удалось получить четыре параметра,
характеризующих степень проявления отношения человека к здоровью в эмоциональной, познавательной, практической сфере, а также в сфере совершаемых им поступках; многофакторный опросник Р. Кэттелла, предназначенный для измерения 16 параметров личности, характеризующих уровень интеллектуального развития, эмоциональную устойчивость, уровень самодостаточности и др.; опросник EPQ (методика Айзенка), предназначенный изучить степень выраженности свойств, выдвигаемых в качестве существенных компонентов личности: нейротизма, экстра- интроверсии, психотизма; методика Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина «Шкала тревожности» (ситуативной и личностной), позволяющая измерить уровень тревожности; тест Хермана-Шалвен, диагностирующий особенности нейротипа индивида; опросник темперамента Я. Стреляу, предназначенный исследовать основные свойства нервной системы; тест энергетики функциональных систем организма (Г.А. Аминев, Э.Г. Аминев), который позволил построить индивидуальный профиль биоэнергетики организма. Использование последних трех тестов в данном исследовании позволило нам, помимо психологических характеристик личности педагога, учесть физическую составляющую в здоровье учителя, критерием которой является энергопотенциал организма. Всего изучалось 53 показателя.

References

1. Слободчиков В.И., Шувалов А.В. Антропологический подход к решению проблему психологического
здоровья детей // Вопросы психологии. – 2001. - № 4. – С. 91-105.
2. Дубровина И.В. Школьники и охрана их здоровья // Школа здоровья. – 1998. - Т. 5. – №2. – С. 50 – 57.
3. Леонтьев А.Н. Избранные психологические труды: в 2 т. - М.: Педагогика, 1983 – Т. 1. - С. 385.
4. Шабельников В.К. Здоровье нации в логике биосферной детерминации // III международный конгресс
«Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья». – М.: «Глобус»,
2006. – С. 154-155.
5. Братусь Б.С. Образ человека в гуманитарной, нравственной и христианской психологии // Психология с
человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. – М.: Смысл, 1997. – С. 67-91.
6. Марищук Л.В., Даукина В.С. К вопросу о терминологии: здоровье психическое или психологическое? //
Материалы международной научно-практ. конф. – СПб, 2006. – С. 175-176.
7. Г.С. Никифоров, В.А. Ананьев, И.Н. Гурвич и др. Психология здоровья. – СПб.: Изд-во. С-Петерб. ун-та,
2000. – 504 с.

Downloads