Психологические основы профессионального становления будущих архитекторов и строителей
Кілттік сөздер:
архитекторы, строители, процесс профессионального становления архитек-торов и строителей, профессиональная идентичность архитекторов и строителей, ценностное от-ношение к профессии архитекторов и строителейАннотация
На основе теоретико-экспериментального исследования раскрыта структура процесса профес-сионального становления архитекторов и строителей в измерении именно творческой деятельно-сти как самостоятельной феноменологической и концептуальной области, предмета специального анализа.Доказано, что важным фактором результативности процесса профессионального становления будущих архитекторов и строителей является отношение к профессии. Отмечается, что архитекто-ры демонстрируют преимущественно ценностное отношение к профессии (что имеет проявление в потребности относительно личностной и профессиональной самореализации, характеризуется акцентированием внимания именно на субъектном отношении к человеку, социуме и профессио-нальной деятельности) . Однако, строители характеризуются преимущественно прагматически-реа-листическим отношением к профессиональной деятельности (ответственность, четкое выполнение инструкции).Разработана концепция профессионального становления будущих архитекторов и строителей. Указанный процесс связан с особенностями восприятия социальной ситуации и ее возможных (как положительных, так и негативных) следствий для человека; определенный особенностями про-фессиональной деятельности; характером взаимоотношений в микросреде (профессиональное со-общество, семья, друзья и др.) отношение к профессии. Исследование основывается на интеграции естественнонаучной и гуманитарной парадигмах.Выявлены особенности динамики процесса профессионального становления архитекторов и строителей (этап «первичного становления» и «неопределенное» отношение к профессии; личност-но-деятельностный этап – реализация социального статуса на уровне профессионального сообще-ства; профессионально-этический этап – ценностное отношение к профессии).Определены типы ценностного отношения к профессиональной деятельности и особенности их проявлений у будущих архитекторов и строителей, специалистов с разным опытом профессио-нальной деятельности («нейтральный»: в восприятии образа жизни доминируют критерии неопре-деленности; «прагматически-реалистический»: отношение к жизни и будущей профессии определя-ется критериями прагматически-реалистическими; «ценностный»: ценностное отношение к жизни, потребность относительно личностной и профессиональной самореализации).Создана модель специалиста в области архитектуры и строительства. В основе модели лежат тео-ретические положения двухуровневой модели категорийно-понятийного аппарата человековедения (положение рациогуманистической ориентации в методологии человековедения), концепции про-фессиональной идентичности личности (положение о «жизненном и профессиональном опыте»).
Библиографиялық сілтемелер
2. Борисюк А. Особливості становлення професійної ідентичності та мобільності в процесі професійного навчання / А. Борисюк // Збірник наукових праць: філософія, соціологія, психологія / Прикарпат. ун–т; [ред. кол.: О.А. Ліщинська
(голова) та ін.]. – Івано–Франківськ, 2010. – Вип. 15, ч. 1. – С. 174–182.
3. Горова О. О. Особливості становлення та формування професійної культури у майбутніх архітекторів та будівельників на етапі навчання у ВНЗ / О. О. Горова // Актуальні проблеми психології: Психологія навчання. Генетична психологія. Медична психологія / за ред. С. Д. Максименка – К.: ДП „Інформаційно-аналітичне агентство, 2012. – Т. Х, вип.9. –
С. 208215.
4. Москалець В. Структурно–функціональна організація особистості / В. Москалець // Психологія і суспільство. – 2010. – № 2. – С. 20–25.
1.ball G. integrativno–osobystisnyi pidhid u psyhologii : vporyadkuvannya golovnyh ponyat / G. ball // Psychologiya i syspilstvo. – 2009. – № 4. – С. 25–53.
2. borisyk А. osoblivosti stanolennya profesinoi identichnosty ta mobilnosti v processi professiynogo navchannya / А. borisyk // sbirnyk naukovih prac: phylosofiya, sociologiya, psychologiya / Prikarpatskyi universitet. – Іvano–Frankivsk, 2010. – vip.
15, ch. 1. – С. 174–182.
3. Gorovaya e. a. Оsoblivosti stsnovlennya ta formuvannya profesiynoi kulturi maybutnih arhitectoriv ta budivelnykiv na etapi
navchannya u vns / e. a. Gorovaya // Аktualni problemi psychologii: Psychologya navchannya. Genetichna psychologia. Мedichna psychologya / sa red.. s. D. Маksimenka – К. :DP „Іnformaciyno-аnаlitichne аgentstvo, 2012. – Т. Ch, vip.9. – С. 208215.
4. Моskalec v. strukturno–funkcionalna оrganizacya osobystosti / v. Моskalec // Psychologya і suspilstvo. – 2010. – № 2. – С. 20–25.