Эмпирическое исследование профессиональной направленности старшеклассников: сравнительный аспект

Авторлар

  • R. Sabirova Карагандинский государственный университет им. Е.А.Букетова
        70 32

Кілттік сөздер:

профессиональная направленность, профессия, анкетирование, анализ, подростки-сироты, выпускной класс.

Аннотация

Данная научная статья посвящена анализу результатов анкетирования, проведенного среди уча- щихся выпускных классов средних школ. Исследование носит эмпирический характер. Тема профес- сиональной ориентации подростков является важной, поскольку выпускники девятых и одиннадца- тых классов – это потенциальные квалифицированные специалисты, профессионалы в различных областях социальной жизни, будущая площадка развития страны. Несмотря на обретение темой про- фессиональной направленности широкой огласки, проводящейся массовой работы в данном направ- лении высшими и средне-специальными учебными заведениями, в настоящее время можно отметить, что к моменту профессионального самоопределения, поступления в университет выпускники не всегда понимают поле собственной будущей деятельности. Данное исследование посвящено сравни- тельному анализу профессиональной направленности выпускников-сирот и выпускников, имеющих родителей. Целью настоящего исследования является изучение особенностей профессиональной направленности подростков, обучающихся в 9-х и 11-х классах при помощи метода анкетирования. В этой связи можно констатировать, что в испытуемой группе подростков-сирот, обучающихся в вы- пускных классах, определенность в отношении профессиональной направленности наблюдается в среднем у пятой части учащихся. У остального числа девятиклассников профессиональная направ- ленность не сформирована, они не определились с выбором профессии, полагаются на мнение дру- зей и знакомых, а также ориентируются на внешние факторы привлекательности профессии (вы- сокая заработная плата, командировки, близость к месту жительства и т.д.). В группе выпускников, имеющих родителей, личный профессиональный план сформирован в среднем у 60-70% учащихся. У остальных учащихся 9-х классов личная профессиональная направленность находится на стадии формирования. Касательно учащихся 11-х классов тенденция подобная: сформированность профес- сиональной направленности учащихся-сирот несколько ниже, чем у учащихся, имеющих родителей. Как мы выявили в ходе исследования, сформированность профессиональной направленности на- блюдается у 26% подростков-сирот, учащихся в 11-х классах, в то время как у 86% их сверстников, имеющих родителей, профессиональная направленность носит сформированный   характер.

Библиографиялық сілтемелер

1. Бутковская С.А. Профессиональное самоопределение: теория, методы активизации. – М.: Изд-во «Дизайн-Принт», 2007. – 50 с.
2. Бутковская С.А. Особенности взаимосвязи гендерной идентичности и профессионального самоопределения в юно- шеском возрасте. – М.: Изд-во Логос, 2006. – 56 с.
3. antonova N. economic identity and Professional self-Determination. athens Journal of social sciences January 2014. – Р. 71-81.
4. e. saskia Kunnen the effects of Career Choice Guidance on identity Development. hindawi Publishing Corporation. education research international. volume 2013, article iD 901718. – Р. 1-9
5. Ахметжанова Д., Иванова И.Н. Профессиональная адаптация студентов специальности «Туризм» ВКГУ имени С. Аманжолова, как регулятор связи между системой образования и практической деятельностью. Вклад молодых исследователей в индустриально-инновационное развитие Казахстана. – Усть-Каменогорск, 2010.
6. Сабирова Р.Ш., Жансерикова Д.А., Тажибаева Э.Р. Методы психологии. Русско-казахско-английский терминологи- ческий словарь-справочник. – Караганда: КарГУ, 2014. – 200 с.


1. butkovskaya s.a. Professionalnoe samoopredelenie: teoriya, metody aktivizacii. – M.: izd-vo «Dizain-print», 2007. – 50 s.
2. butkovskaya s.a. osobennosti vzaimosvyazi gendernoi identichnosti i professionalnogo samoopredeleniya v yunosheskom vozraste. – M.: izd-vo logos, 2006. – 56 s.
3. antonova, N. economic identity and Professional self-Determination. athens Journal of social sciences January 2014. – Р. 71-81.
4. e. saskia Kunnen the effects of Career Choice Guidance on identity Development. hindawi Publishing Corporation. education research international. volume 2013, article iD 901718. – Р. 1-9.
5. akhmetzhanova D., ivanova i.N. Professionalnaya adaptaciya studentov specialnosti «turizm» vKGU imeni s. amanzholova, kak regulyator svyazi mezhdu sistemoi obrazovaniya i prakticheskoi deyatelnostyu. vklad molodykh issledovatelei v industrialno-innovacionnoe razvitie Kazakhstana. Ust-Kamenogorsk, 2010.
6. sabirova r.sh., zhanserikova D.a., tazhibayeva e.r. Metody psikhologii. russko-kazakhsko-angliiskii slovar-spravochnik.
– Karaganda: KarGU, 2014. – 200 s.

Жүктелулер

Как цитировать

Sabirova, R. (2014). Эмпирическое исследование профессиональной направленности старшеклассников: сравнительный аспект. ҚазҰУ Хабаршысы. Психология және әлеуметтану сериясы, 51(4). вилучено із https://bulletin-psysoc.kaznu.kz/index.php/1-psy/article/view/462