Эмоциональный интеллект как объект исследования современной психологии
Кілттік сөздер:
эмоциональный интеллект, эмоции, личностный смысл.Аннотация
В данной статье рассматривается научное понимание и структурные компоненты эмоционального интеллекта. Весомый вклад в разработку данного понятия сделали такие исследователи как П. Сэловей, Дж. Мэйер, Д. Гоулман, Р. Бар-Он, которые выделили когнитивные и личностные компоненты ЭИ. Выделенные П. Сэловеем и Дж. Мэйером компоненты ЭИ являются не просто структурными элементами, они являются последовательными этапами, прини- мающими участие в мыслительных процессах и в деятельности личности в целом. Р. Бар-Он определяет ЭИ как со- вокупность некогнитивных способностей, знаний и компетентности, дающих человеку возможность успешно справ- ляться с различными жизненными ситуациями. В содержании эмоционального интеллекта выделяются понимание своих эмоций и эмоций других людей, самомотивация, саморегуляция, эмпатия, гибкость, устойчивость к стрессу и другие особенности личности, способствующие повышению эффективности в различных сферах жизнедеятель- ности. Сравнительно новое понятие в своем содержании концентрирует дифференцированную оценку событий, яв- ляется связующим звеном между отражением событий и поведением личности. Конечный продукт эмоционального интеллекта – принятие решений на основе отражения и осмысления эмоций, которые являются дифференцирован- ной оценкой событий, имеющих личностный смысл.
Библиографиялық сілтемелер
2 Панкова Т.А. Роль эмоционального интел- лекта в эффективности деятельности руководите- ля // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. – N 2(10). Электронный ресурс: [http://psystudy.ru 0421000116/0010.]
3 С чего начинается лидер / пер. с англ. –М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 232 с.
4 Манойлова М.А. Электронный ресурс: [http://deti.akademiki.biz/testi_po_EQ/manoilova_marina_alekseevna_avtorskaia_metodika_diagnostiki_ ei/]
5 Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 2004. - С. 29 - 36.
6 Mayer, J.D., & Salovey, P. What is emotional intelligence? In P. Salovey & D. Sluyter (Eds.), Emotional development and emotional intelligence: Implications for educators (pp. 3-31). – New York: Basic Books.
7 Карпов А.В., Петровская А.С. Проблема эмоционального интеллекта в парадигме совре- менного метакогнитивизма // Вестник интегра- тивной психологии. – 2006. - №4. – С. 38 - 44.
8 Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / Дэ- ниел Гоулман / пер. с англ. А.П. Исаевой. - М.: ACT: ACT МОСКВА.; – Владимир:ВКТ, 2009. - 478 с.
9 Goleman D. Emotional Intelligence: Why It Can Matter More Than IQ. – New York: Bantam. – 384 p.
10 Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2001. – С. 242 244.