The modern condition and perspectives of study devoted to the manifestation of facilitative ability in the field of education and upbringing

Authors

  • M. I. Kazanzhy Пивдэнноукраинский национальный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Украина, г. Одесса.

Keywords:

facilitative ability, facilitative potential, a field of facilitation (a filed of facilitative ability manifestation).

Abstract

This article represents a generalized exposition analyzing peculiarities of the manifestation of facilitative ability in the field of education and upbringing. The most characteristic issues dealing with facilitative ability investigation in this field have been studied. They are a pedagogic system with a facilitation mechanism; the influence of facilitation display on an educational system in which it is manifested; characteristics of a teacher-facilitator; the use of facilitative ability in the different forms of an educational process; the importance of facilitation in the whole development of a student’s personality and formation of their separate features etc. A great prominence is given to the ways of further investigation of facilitative potential manifestation in the educational area.

 

References

1. Абрамов В.В. Фасилитация как процедурная технология в профессиональной деятельности учителя // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. – №2. – 2006. – С.21-22.
2. Авдеева И.Н. Психологическая характеристика фасилитативных педагогических технологий. Часть 1: Субъектная на- правленность // Горизонты образования. – №2 (35). – 2012. – С.37-43.
3. Бакшеева Э.П. Опыт реализации педагогической поддержки самоактуализации студентов в условиях педвуза // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2010 – №1 (8). – С.39-44.
4. Вавилова Л.Н., Кузнецова И.Ю. Условия эффективного психолого-педагогического сопровождения в процессе повыше- ния квалификации. – [Электронный ресурс]. – НП «Сибирская ассоциация консультантов» – [Режим доступу]. – http://sibac.info
5. Димухаметов Р.С. Фасилитация в системе повышения квалификации педагогов: дис. …докт. пед. наук. – Магнитогорск, 2006. – 398 с.
6. Квас В.М. Педагогічна фасилітація та її роль в організації навчально-виховного процессу / Теоретико-методичні про- блеми виховання дітей та учнівської молоді // Збірник наукових праць, Випуск 16. – 2012. – С.92-99.
7. Новый учитель для новой школы: теория, опыт и перспективы модернизации педагогического образования в России: До- клады и тезисы выступлений участников Форума педагогических вузов России 21-22 ноября 2011 года / Сост.: Б.Н.Бессонова, В.М.Кондратьев, М.Н.Русецкая, М.И.Яскевич. – М.: МГПУ, 2012. – 505с.
8. Овчарова Р.В. Психологическая фасилитация работы школьного учителя: учебное пособие. – М., 2007. – 305 с.
9. Поддьяков А.Н. Противодействие обучению и развитию как психолого-педагогическая проблема // Вопросы психоло- гии, 1999. – №1. – С.13-20.
10. Психология личности / Дж. Капрара, Д. Сервон. – СПб.: Питер, 2003. – 64 0с.
11. Пундик И.Я. Фасилитирующая функция педагогических технологий в деятельности преподавателя вуза // Ярославский педагогический вестник. – №2 (59). – 2009. – С.119-123.
12. Пушкина О.В. Образовательная среда как основополагающее условие фасилитации профессионального самоопределе- ния учащихся: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Томск, 2012. – 23с.
13. Самсонова О.О. Фасилітація у післядипломній освіті. – [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://vitkafedra.ucoz.
ua /el_gurnal/pages/ vyp8/ Samsonova.pdf
14. Чиркова Н.В. «Тьютор» versus «учитель»? // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2009. – Выпуск 2 (80). – С.38-41.
15. Surgeman D.A., Doherty K.L. Reflective Learning: theory and Practice. – D.A.Surgeman, K.L.Doherty. – Dubuque: Kendall Hunt, 1999. – 105p.

1. Abramov V.V. Fasilitatsiya kak protsedurnaya tehnologiya v professionalnoi deyatelnosti uchitelya. – Chelovecheskiy faktor: problemy psihologii i ergonomiki. – №2. – 2006. – S.21-22.
2. Avdeyeva I.N. Psihologicheskaya harakteristika fasilitativnyh pedagogicheskih tehnologiy. Chast 1: Subyektnaya napravlennost
/ Gorizonty obrazovaniya. – №2 (35). – 2012. – S.37-43.
3. Baksheyeva E.P. Opyt realizatsii pedagogicheskoi podderjki samoaktualizatsii studentov v usloviyah pedvuza. – Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. – 2010 – №1 (8). – S.39-44.
4. Vavilova L.N., Kuznetsova I.Y. Usloviya effektivnogo psihologo-pedagogicheskogo soprovojdeniya v protsesse povysheniya kvalifikatsii. – [Elektronnyi resurs]. – NP «Sibirskaya assotsiatsiya konsultantov» – [Rezhim dostupu]. – http://sibac.info
5. Dimuhametov R.S. Fasilitatsiya v sisteme povysheniya kvalifikatsii pedagogov. Dis. …dokt. ped. nauk. – Мagnitogorsk, 2006.
– 398s.
6. Kvas V.M. Pedagogichna fasylitatsiya ta yiyi rol v organizatsiyi navchalno-vyhovnogo protsesu / Teoretyko-metodychni problemy vyhovannya ditei ta uchnivskoyi molodi. – Zbirnyk naukovyh prats, Vypusk 16. – 2012. – S.92-99.
7. Novyi uchitel dlya novoi shkoly: teoriya, opyt i perspektivy modernizatsii pedagogicheskogo obrazovaniya v Rossii: Doklady i tezisy vystupleniy uchastnikov Foruma pedagogicheskih vuzov Rossii 21-22 noyabrya 2011 goda / Sost.: B.N.Bessonova, V.М.Кondratyev, М.N.Rusetskaya, М.I.Yaskevich. – М.: MGPU, 2012. – 505s.
8. Ovcharova R.V. Psihologicheskaya fasilitatsiya raboty shkolnogo uchitelya. – Uchebnoye posobiye. – М., 2007. – 305s.
9. Poddyakov А.N. Protivodeistviye obucheniyu i razvitiyu kak psihologo-pedagogicheskaya problema. – Voprosy psihologii, 1999. – №1. – S.13-20.
10. Psihologiya lichnosti / Dj.Kaprara, D.Servon. – SPb.: Piter, 2003. – 640s.
11. Pundik I.Y. Fasilitiruyuschuya funktsiya pedagogicheskih tehnologiy v deyatelnosti prepodavatelya vuza. – Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik. – №2. – 2009 (59). – S.119-123.
12. Pushkina O.V. Obrazovatelnaya sreda kak osnovopolagayuschee usloviye fasilitatsii professionalnogo samoopredeleniya uchaschihsya. – Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. – Тomsk, 2012. – 23s.
13. Samsonova О.О. Fasylitatsiya u pislyadyplomniy osviti. – [Elektronnyi resurs]: – Rezhim dostupa: http://vitkafedra.ucoz.ua / el_gurnal/pages/ vyp8/ Samsonova.pdf
14. Chirkova N.V. «Tyutor» versus «uchitel»? – Vestnik Тomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. – 2009. – Vypusk 2 (80). – S.38-41.
15. Surgeman D.A., Doherty K.L. Reflective Learning: theory and Practice. – D.A.Surgeman, K.L.Doherty. – Dubuque: Kendall Hunt, 1999. – 105p.

Downloads

Published

2013-11-05