Психодиагностический инструментарий исследования компонентов ответственности. Жауапкершілік компоненттер зерттеуінің психодиагностикалық құралдары.
Кілттік сөздер:
тестопросник компонентов ответственности, надежность, валидность, стандартизация, метод. жауапкершілік компонеттерінің тестсауалнамасы, сенімділік, валидтілік, стандарттау, әдіс.Аннотация
В статье изложены результаты разработки авторского тестаопрос ника «Методика диагностики компонентов ответственности». Кратко из ложен исходный теоретикометодологический конструкт, обозначены этапы разработки методики, обоснована репрезентативность выборки. Представлены результаты корреляционных исследований, а также данные относительно надежности и валидности. Разработанный тестопросник ориентирован на диагностику не только общего уровня ответственности, но и позволяет дифференцировать уровни формирования каждого из выделенных компонентов (поведенческого, эмоционально го, волевого, нормативного, когнитивного, ценностносмыслового). Методика основана на самооценке личностью своих проявлений ответственности, так как, кроме явных поведенческих характеристик (которые может обнаружить эксперт), феномен содержит показатели, которые можно обнаружить только при рефлексии опрашиваемого своего поведения (эмоциональные переживания, волевая саморегуляция, смысловые установки и т.п.). При разработке тестаопросника была учтена социальная желательность явления, что увеличивает достоверность полученных результатов. Методика может быть использована как в исследовательской, так и в практической работе психолога. В статье очерчены дальнейшие перспективы разработки данной темы. Мақалада авторлық ойлап тапқан «жауапкершілік компонеттерінің диагностика әдістемесі» тест-сауалнамасының нәтижелері көрсетілген. Қысқаша бастапқы теоретико-әдістемелік конструкт, әдістемені ойлап табу деңгейлері, іріктеудің репрезентативтілігінің негіздемесі баяндалған. Корреляциялық зерттеу нәтижелері, сонымен қатар, сенімділік және валидтілік мәліметтері көрсетілген. Ойлап табылған тест-сауалнама жауапкершіліктің жалпы деңгейін диагностикалауға ғана емес, әр деңгейдің компоненттерінің құрастырылуын дифферциациялауга септігін тигізеді (мінездік, эмоционалдық, еріктік, нормативтік, когнитивтік, құндылықты-мағыналы).Библиографиялық сілтемелер
1.Галян І. М. Психодіагностика. – 2-ге вид. – К.: Академвидав, 2011. – 294 с.
2.Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. – СПб.: Речь, 2006. – 392 с.
3.Наследов А. Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. – СПб.: Питер, 2005. – 416 с.
4.Скребец В. А. Психологическая диагностика. – К.: МАУП, 2001. – 152 с.
5.Ушакова Т. Ю. Структурні компоненти відповідальності: теоретико-методологічний аналіз // Наука і освіта. – 2015.
– № 3. – С. 106-112.
6.Ушакова Т. Ю. Теоретический анализ психодиагностического инструментария исследования ответственности // Международная практическая школа «Парадигма». Лято-2015: сборник научных статей в 8 т. – Варна, 2015. – Т. 4. – С. 370- 377.
1.Galjan І. M. Psihodіagnostika. – 2-ge vid. – K.: Akademvidav, 2011. – 294 s.
2.Nasledov A.D. Matematicheskie metody psihologicheskogo issledovanija. – SPb.: Rech’, 2006. – 392 s.
3.Nasledov A. D. SPSS: Komp’juternyj analiz dannyh v psihologii i social’nyh naukah. – SPb.: Piter, 2005. – 416 s.
4.Skrebec V. A. Psihologicheskaja diagnostika. – K.: MAUP, 2001. – 152 s.
5.Ushakova T. Ju. Strukturnі komponenti vіdpovіdal’nostі: teoretiko-metodologіchnij analіz // Nauka і osvіta. – 2015. – № 3. – S. 106-112.
6.Ushakova T. Ju. Teoreticheskij analiz psihodiagnosticheskogo instrumentarija issledovanija otvetstvennosti // Mezhdun- arodnaja prakticheskaja shkola «Paradigma». Ljato-2015: sbornik nauchnyh statej v 8 t. – Varna, 2015. – T. 4. – S. 370-377.
2.Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. – СПб.: Речь, 2006. – 392 с.
3.Наследов А. Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. – СПб.: Питер, 2005. – 416 с.
4.Скребец В. А. Психологическая диагностика. – К.: МАУП, 2001. – 152 с.
5.Ушакова Т. Ю. Структурні компоненти відповідальності: теоретико-методологічний аналіз // Наука і освіта. – 2015.
– № 3. – С. 106-112.
6.Ушакова Т. Ю. Теоретический анализ психодиагностического инструментария исследования ответственности // Международная практическая школа «Парадигма». Лято-2015: сборник научных статей в 8 т. – Варна, 2015. – Т. 4. – С. 370- 377.
1.Galjan І. M. Psihodіagnostika. – 2-ge vid. – K.: Akademvidav, 2011. – 294 s.
2.Nasledov A.D. Matematicheskie metody psihologicheskogo issledovanija. – SPb.: Rech’, 2006. – 392 s.
3.Nasledov A. D. SPSS: Komp’juternyj analiz dannyh v psihologii i social’nyh naukah. – SPb.: Piter, 2005. – 416 s.
4.Skrebec V. A. Psihologicheskaja diagnostika. – K.: MAUP, 2001. – 152 s.
5.Ushakova T. Ju. Strukturnі komponenti vіdpovіdal’nostі: teoretiko-metodologіchnij analіz // Nauka і osvіta. – 2015. – № 3. – S. 106-112.
6.Ushakova T. Ju. Teoreticheskij analiz psihodiagnosticheskogo instrumentarija issledovanija otvetstvennosti // Mezhdun- arodnaja prakticheskaja shkola «Paradigma». Ljato-2015: sbornik nauchnyh statej v 8 t. – Varna, 2015. – T. 4. – S. 370-377.
Жүктелулер
Как цитировать
Ushakova, T. Y. (2015). Психодиагностический инструментарий исследования компонентов ответственности. Жауапкершілік компоненттер зерттеуінің психодиагностикалық құралдары. ҚазҰУ Хабаршысы. Психология және әлеуметтану сериясы, 54(3). вилучено із https://bulletin-psysoc.kaznu.kz/index.php/1-psy/article/view/264
Шығарылым
Бөлім
Статьи зарубежных коллег