Баланс работы и личной жизни преподавателей (по результатам исследования)
DOI:
https://doi.org/10.26577/JPsS.2022.v80.i1.14Аннотация
Статья посвящена анализу баланса работы и личной жизни, а также определению факторов, влияющих на формирование баланса и конфликта работы и личной жизни, в том числе, классификации моделей детерминант влияния и негативных, позитивных последствий.
В статье представлены результаты количественного исследования, проведенного Центром социологического исследования и социального инжиниринга КазНУ им. аль-Фараби весной 2021 г. среди преподавателей КазНУ им. аль-Фараби. Целью исследования является понимание и изучение баланса работы и личной жизни в период перехода на дистанционное обучение как одного из новых направлений увеличения эффективности и производительности преподавателей и их удовлетворенность, а также анализ стратегий улучшения баланса между работой и личной жизнью как в традиционном, так и в дистанционном формате.
Авторы делают вывод о том, что, несмотря на негативное влияние дистанционной работы на физическое самочувствие преподавателя, присутствует баланс работы и личной жизни, хорошая вовлеченность в изменения сфер жизни, но зачастую не удается уделять им должного внимания. Количество выполняемых преподавателем функций влияет на соотношение работы и личной жизни, а именно на дисбаланс работы и личной жизни. В свою очередь, сама дистанционная работа изменяет привычную традиционную работу преподавателя, внося в его повседневную жизнь нарушение цифрового этикета его рабочим окружением.
Наиболее важным фактором при нахождении баланса между работой и личной жизнью является не сам механизм организации рабочего времени, а, скорее, способность работников выбирать механизм, который оказывает наибольшее воздействие на эффективность их работы и на производительность всего процесса соответственно.
Ключевые слова: баланс работы и личной жизни, преподаватели, онлайн работа, дизбаланс, эффективность.