Психологические аспекты формирования профессиональной мотивации студентов педагогических специальностей

  • P. B. Dautkaliyeva Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Казахстан, г. Алматы http://orcid.org/0000-0003-4703-5238
  • T. V. Chernikova Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Россия, г. Волгоград http://orcid.org/0000-0001-6939-9038
  • A. G. Sadreimova Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Казахстан, г. Алматы http://orcid.org/0000-0001-5676-0752

Аннотация

В статье рассмотрены психологические аспекты формирования профессиональной мотивации студентов педагогических специальностей, а также представлены результаты экспериментального исследования структуры мотивации студентов вуза. Современные требования к подготовке буду- щих специалистов ставят задачи перед вузом формирования профессиональной направленности и мотивации студентов. Современный выпускник, овладевший той или иной педагогической специ- альностью, должен обладать такими характеристиками, как высокомотивированность в будущей педагогической деятельности, мобильность, целеустремленность и конкурентоспособность в об- разовательной сфере. Следовательно, необходимо создать психолого-педагогические условия для организации формирования и развития профессиональной мотивации, способствующей стремле- нию учащихся к самореализации в профессиональной деятельности. Сформированная профес- сиональная мотивация студентов педагогических специальностей способствует формированию компетентного, мобильного, ответственного будущего школьного педагога с устойчивой систе- мой духовно-нравственных ценностей. Формирование профессиональной мотивации студентов педагогических специальностей это психолого-педагогический процесс, требующий специальных, научно обоснованных методов диагностики, анализа и развития. Поэтому одной из актуальных на сегодняшний день является проблема формирования профессиональной мотивации студенческой молодежи. Под профессиональной мотивацией понимается совокупность факторов и процессов, побуждающих и направляющих индивида к изучению будущей профессиональной деятельности. Эффективное развитие профессиональной образованности личности возможно только при высоком уровне формирования профессиональной мотивации, которая является внутренним детерми- нантом развития профессиональной компетентности.
Ключевые слова: педагогическая специальность, профессиональная мотивация, самоорганизация, психолого-педагогические условия, модель, структура мотивации, студенты вуза.
Как цитировать
DAUTKALIYEVA, P. B.; CHERNIKOVA, T. V.; SADREIMOVA, A. G.. Психологические аспекты формирования профессиональной мотивации студентов педагогических специальностей. Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии, [S.l.], v. 81, n. 2, p. 23-32, july 2022. ISSN 2617-7552. Доступно на: <https://bulletin-psysoc.kaznu.kz/index.php/1-psy/article/view/1526>. Дата доступа: 16 aug. 2022 doi: https://doi.org/10.26577/JPsS.2022.v81.i2.03.