Анализ эффективности социальной рекламы в борьбе с курением среди молодежи в Казахстане. Жастар арасында темекі тартуға қарсы күресте Қазақ-стандағы әлеуметтік жарнама ықпалын талдау.

  • Е. V. Rybina Уни верситет КИМЭП, Республика Казахстан, г. Алматы Казахский национальный университет имени аль-Фа ра би, Республика Казахстан, г. Алматы
  • А. Т. Alpeissova Уни верситет КИМЭП, Республика Казахстан, г. Алматы Казахский национальный университет имени аль-Фа ра би, Республика Казахстан, г. Алматы
  • S. N. Dossova Уни верситет КИМЭП, Республика Казахстан, г. Алматы Казахский национальный университет имени аль-Фа ра би, Республика Казахстан, г. Алматы

Аннотация

Целью данной работы является исследование влияния социаль­ной рекламы против курения на эффективность рекламного сооб­щения среди молодежи в Казахстане. Эффективность антитабачной рекламы о вреде курения для здоровья курильщика и рекламы о вре­де пассивного курения для окружающих курильщика людей тести­ровалась с использованием факторного и регрессионного методов анализа по данным анкетирования 466 участников. Результаты ис­ следования доказывают эффективность рекламы о вреде пассивного курения для окружающих, в то время как эффективность рекламы о вреде собственному здоровью не была подтверждена статистичес­ки. Приводятся рекомендации для разработки более эффективной социальной рекламы.

Жұмыстың мақсаты темекі тартуға қарсы әлеуметтік жарнама­ ның Қазақстан жастары арасында жарнамалық ақпарат ретінде тиім­ ділігін зерттеп саралау. Темекінің темекі тартушының денсаулығы мен оның айналасындағы бөгде адамдардың денсаулығына зияны жайлы мұндай жарнамалардың тиімділігі 466 адамға жүргізілген ан­ кета көрсеткіштерін факторлық және регрессивтің тәсілдерді қолда­ ну арқылы талданды. Зерттеу нәтижесі темекінің айналадағы бөгде адамдардың денсаулығына зиянын ашуда жарнаманың оң әсері ба­ рын көрсетті, бірақ, сонымен қатар, темекі шегушінің өз денсаулы­ ғына зиянын ашуға тиімділігі статистикалық тұрғыда дәлелденбеді. Әлеуметтік жарнаманың тиімділігін бұдан да арттыру жолын сілтер ұсыныстар жасалды.

Литература

1. Закон Рес публики Казахстан «О рекламе», Статья 18.
2. Ковалёва А. В. Особенности социальной рекламы региональных некоммерческих организаций // Му ниципалитетный мир – 2005, №1-2.
3. Ученова В. В., Старых Н. В. Социальная реклама: учебное пособие.– М.: ИндексМедиа, 2006. – 304 с (с 23 - 24).
4. Сергеев С. Социальная реклама. – М.: Барах-М, 2006.
5. Николайшвили Г. Со циальная реклама: теория и практика. – М.: Акспект-пресс, 2008, – с. 8.
6. Pechmann C., Zhao G., Goldberg M. E., Reibling E. T. What to Convey in Antismoking Advertisements for Adolescents: The Use of Protection Motivation Theory to Identify Effective Message Themes // Journal of Marketing, – 2003. 67 (April), – 1-18 p.
7. Farrelly, M. C., Healton, C. C., Davis, K. C., Messeri, P., Hersey, J. C., Haviland, M. L. Getting to the Thuth: Evaluating National Tobacco Countermarketing Campaigns // American Journal of Public Health. – 2002–Vol. 92 (6), – 901-908 p.
8. Wakefild, M., Flay, B., Nichter, M., Giovino. Effects of Anti-Smoking Advertising on Youth Smoking: A Review // Journal of Health Communication. – 2003. –Vol. 8(3), – 229-247 p.
9. Devlin E, Eadie D, Stead M, Evans K. Comparative study of young people’s response to anti-smoking messages // Journal: International Journal of Advertising, – 2007, –Volume: 26 Issue: 1 – P.99-128 .
10. Lancaster, A.R., Lancaster, K.M. Teenage exposure to cigarette advertising in popular consumer magazines // Journal of Advertising. – 2003. – Vol. 32(3), – 69-76 p.
11. Reardon, J., Miller, C., Foubert, B., Vida, I., Rybina, L. Antismoking messages for the international teenage segment: the effectiveness of message valence and intensity across different cultures // Journal of International Marketing. – 2006. – Vol. 14(3), – 115-38 p.
12. Barton, J., Chassin, L., Presson, C. C., Sherman, S. J. Social Image Factors as Motivators of Smoking Initiation in Early and Middle Adolescence // Child Development. – 1982. – Vol. 53. – 1499-1511 p.
13. Wolburg, J. M. College Students’ Responses to Antismoking Messages: Denial, Defiance, and other Boomerang Effects // The Journal of Consumer Affairs. – 2006. Vol. 40(2), 294-323.
14. Mitchell A., Olson J. Are Product Attribute Beliefs the Only Mediator of Advertising Effects on Brand Attitude? // Journal of Marketing Research. – 1981. 13 (August), – 318–32 p.
15. Pierce J. P., Choi W. S., Gilpin, E. A., Farkas A. J., Merritt R. K. Validation of Susceptibility as a Predictor of Which Ado-lescents Take Up Smoking in the United States. // Health Psychology. – 1996. 15 (5). – 355–61 p.
16. Михайлов A. Ученые обнаружили неэффективность страшной антитабачной рекламы.// RBK Daily. – 26.08.2011. http://www.rbcdaily.ru/autonews/562949981338881

1. The Law on Advertising of Republic of Kazakhstan, art. 18.
2. Kovalyova A.V. Social advertisement peculiarities of the regional non commercial organizations // Municipality World –
2005, № 1-2.
3. Uchyonova V.V., Staryh N.V. Social advertisement: Manual.– М.: IndexMedia, 2006. – 304 с (с 23 - 24).
4. Sergeev S. Social advertisement. – М.: Barah-М, 2006.
5. Nikolaishvili G. Social advertisement: theory and practice. – М.: Aspect-press 2008. – S. 8.
6. Pechmann C., Zhao G., Goldberg M. E., Reibling E. T. What to Convey in Antismoking Advertisements for Adolescents:
The Use of Protection Motivation Theory to Identify Effective Message Themes // Journal of Marketing, – 2003. 67 (April), – 1-18 p.
7. Farrelly, M. C., Healton, C. C., Davis, K. C., Messeri, P., Hersey, J. C., Haviland, M. L. Getting to the Thuth: Evaluating
National Tobacco Countermarketing Campaigns // American Journal of Public Health. – 2002–Vol. 92 (6), – 901-908 p.
8. Wakefild, M., Flay, B., Nichter, M., Giovino. Effects of Anti-Smoking Advertising on Youth Smoking: A Review // Journal
of Health Communication. – 2003. –Vol. 8(3), – 229-247 p.
9. Devlin E, Eadie D, Stead M, Evans K. Comparative study of young people’s response to anti-smoking messages // Journal:
International Journal of Advertising, – 2007, –Volume: 26 Issue: 1 – P.99-128 .
10. Lancaster, A.R., Lancaster, K.M. Teenage exposure to cigarette advertising in popular consumer magazines // Journal of
Advertising. – 2003. – Vol. 32(3), – 69-76 p.
11. Reardon, J., Miller, C., Foubert, B., Vida, I., Rybina, L. Antismoking messages for the international teenage segment: the
effectiveness of message valence and intensity across different cultures // Journal of International Marketing. – 2006. – Vol. 14(3),
– 115-38 p.
12. Barton, J., Chassin, L., Presson, C. C., Sherman, S. J. Social Image Factors as Motivators of Smoking Initiation in Early and
Middle Adolescence // Child Development. – 1982. – Vol. 53, – 1499-1511 p.
13. Wolburg, J. M. College Students’ Responses to Antismoking Messages: Denial, Defiance, and other Boomerang Effects //
The Journal of Consumer Affairs. – 2006. Vol. 40(2), 294-323.
14. Mitchell A., Olson J. Are Product Attribute Beliefs the Only Mediator of Advertising Effects on Brand Attitude? // Journal
of Marketing Research. – 1981. 13 (August), – 318–32 p.
15. Pierce J. P., Choi W. S., Gilpin, E. A., Farkas A. J., Merritt R. K. Validation of Susceptibility as a Predictor of Which Ado-
lescents Take Up Smoking in the United States. // Health Psychology. – 1996. 15 (5), – 355–61 p.
16. Mihailov A. Scientists have found non effectiveness of the horrible anti – tobacco advertesment // RBK Daily. – 26.08.2011.
http://www.rbcdaily.ru/autonews/562949981338881
Как цитировать
RYBINA, Е. V.; ALPEISSOVA, А. Т.; DOSSOVA, S. N.. Анализ эффективности социальной рекламы в борьбе с курением среди молодежи в Казахстане. Жастар арасында темекі тартуға қарсы күресте Қазақ-стандағы әлеуметтік жарнама ықпалын талдау.. Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии, [S.l.], v. 53, n. 2, jan. 2015. ISSN 2617-7552. Доступно на: <https://bulletin-psysoc.kaznu.kz/index.php/1-psy/article/view/248>. Дата доступа: 16 apr. 2021

Ключевые слова

социальная реклама; антитабачная реклама; не­ коммерческая реклама; маркетинговые манипуляции. әлеуметтік жарнама; темекіге қарсы жарнама; ком­ мерциялық емес жарнама; маркетингтік манипуляциялау.