Молодежные практики в выборе высшего образования

  • Меруерт Какпанбаевна Шнарбекова
  • Гульмира Сериковна Абдирайымова

Аннотация

Данная статья посвящена анализу социальных практик в сфере высшего образования, сложившихся в постсоветский период в странах Центральной Азии, в частности в Казахстане. Авторы связывают эти практики с реакцией системы образования на трансформацию условий ее функционирования после распада Советского Союза. Высшее образование стран Центральной Азии претерпело большие изменения: децентрализацию и расширение экономической свободы учебных заведений (Казахстан); консолидацию ресурсов и приспособление к новым условиям рынка труда (Таджикистан); сохранение положительного опыта и попытку внедрения европейских стандартов (Кыргызстан); введение системы жёсткого контроля бюджета вузов (Узбекистан). Стратегия в системе высшего образования в Казахстане и Кыргызстане была направлена на ее «внутреннее и внешнее» расширение, тогда как Узбекистан и Таджикистан поддерживают развитие гибкой системы профессионально-технического образования, основанного на спрос. Распад советской системы существенно повлиял на Казахстан: разрыв многочисленных связей с ведущими бывшими советскими вузами повлек за собой необратимые процессы в изменении всей инфраструктуры высшей школы страны. Огромное негативное влияние оказало тяжелое, на тот момент, социально-экономическое положение республики. В статье анализируются молодежные практики в выборе высшего образования, сложившиеся в независимом Казахстане. Представлены основные результаты качественного исследования.Ключевые слова: высшее образование, молодежные практики, экономические барьеры, выбор высшего образования, профессиональный выбор.
Опубликована
2017-12-11
Как цитировать
ШНАРБЕКОВА, Меруерт Какпанбаевна; АБДИРАЙЫМОВА, Гульмира Сериковна. Молодежные практики в выборе высшего образования. Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии, [S.l.], v. 62, n. 3, dec. 2017. ISSN 2617-7552. Доступно на: <http://bulletin-psysoc.kaznu.kz/index.php/1-psy/article/view/794>. Дата доступа: 13 dec. 2018