Об особенностях развития правосознания у студентов-юристов. Заң студенттер арасында құқықтық мәдениет ерекшеліктері туралы.

Authors

  • Z. Madalieva Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Республика Казахстан, г. Алматы
  • S. Lukasheva Университет имени Сулеймана Демиреля, Республика Казахстан, г. Алматы
  • E. Omirzhanov Университет имени Сулеймана Демиреля, Республика Казахстан, г. Алматы

Keywords:

правосознание, правосознания молодежи, стратегии в конфликте, адаптация. құқықтық сана, жастардың құқықтық санасы, қақтығыстағы стратегиялар, бейімдеу.

Abstract

В данной статье рассмотрены результаты исследования особен­ностей развития правосознания у студентов ­юристов. Используя ряд психологических методик, авторы определили компоненты личности, влияющие на развитие правосознания студентов ­юристов. Такие компо­ненты личности, как адаптивность, принятие себя и других, эмоциональ­ная комфортность и способность сознательно контролировать свое по­ведение, являются важнейшим условием развития правосознания. Как показало исследование, развитие правосознания студентов связано с изменениями во внутренних и внешних условиях и являются результатом их неповторимого уникального сочетания. Учитывая регулятивную роль правосознании в поведении личности его можно назвать основной движущей силой в построении правового госуда­рства. Именно поэтому требуется уделение большего внимания на формирования правосознания молодежи. Бұл мақалада юрист – студенттердің құқықтық санасын дамыту бойынша зерттеу жұмыстары нәтижесінің ерекшеліктері қарастырыл­ған. Психологиялық әдістердің бірқатарын пайдалана отырып автор­лар заңгер студенттердің құқықтық санасының дамуына әсер ететін тұлғалық компоненттерін анықтады. Келесідей тұлғалық компонент­тер: бейімделік, өзін және өзгелерді қабылдау, эмоциялық жайлылық және өз іс­-әрекетін саналы басқару қабілеті құқықтық сананы дамытудың маңызды жағдайы болып табылады. Зерттеуде көрсетілгендей студенттерде құқықтық сананың дамуы ішкі және сыртқы жағдайлардың өзгеруімен және олардың қайталанбайтын бірегей тіркесіне тәуелді.Тұлғаның іс­-әрекетіндегі құқықтық сананың реттеуші рөлін ескере отырып, оны құқықтық мемлекетті қалыптастырудағы негізгі қозғаушы күш деп атауға болады. Сондықтан жастардың құқықтық санасын қалыптастыруға негізгі назар аударуды талап етеді.

References

1. Ибраева А.С. Правовая культура: проблемы теории и практики. –Алматы: Жеті Жарғы, 2002.
2. Гулевич О.А., Голынчик Е.О. Правосознание и правовая социализация: учебное пособие для студентов факультетов психологии ВУЗов. – М., 2003.
3. Муслумов Р.Р. Психолого-педагогические условия развития правового сознания будущих учителей: автореф. дис- сертации кандидата психологических наук. – Екатеринбург, 2002.
4. Николаева О.П. Морально-правовые суждения и проблема развития морального сознания в разных культурах: авто- реф. диссертации. канд. психол. наук. – М.: ИПРАН, 1992.
5. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2009.
6. Юридическая педагогика / под ред. Кикотя В.Я. – М.: Закон и право, 2004.

1. Ibraeva A.S. Pravovaja kul’tura: problemy teorii i praktiki. – Almaty: Zhetі Zharғy, 2002.
2. Gulevich O.A., Golynchik E.O. Pravosoznanie i pravovaja socializacija: uchebnoe posobie dlja studentov fakul’tetov psihologii
VUZov. – M., 2003.
3. Muslumov R.R. Psihologo-pedagogicheskie uslovija razvitija pravovogo soznanija budushhih uchitelej: avtoref. dissertacii
kandidata psihologicheskih nauk. – Ekaterinburg, 2002.
4. Nikolaeva O.P. Moral’no-pravovye suzhdenija i problema razvitija moral’nogo soznanija v raznyh kul’turah: avtoref. dissertacii.
kand. psihol. nauk. – M.: IPRAN, 1992.
5. Prakticheskaja psihodiagnostika. Metodiki i testy. – Samara: Izdatel’skij dom «Bahrah-M», 2009.
6. Juridicheskaja pedagogika / pod red. Kikotja V.Ja. – M.: Zakon i pravo, 2004.

Downloads

Published

2015-11-30